Республиканская научно-техническая библиотека

 

 

 

Заржецкий Иосиф Альбертович

(1800 — 1869)

 

Инженер, генерал-лейтенант (1856 г.), строитель кронштадтских фортов.

 

Иосиф Альбертович (Войтехович) Заржецкий (Zarzecki Jozef - польск., Зарэцкі Іосіф (Юзаф Войцахавіч) - бел.) родился 19 февраля 1800 г. в шляхетной семье в имении Скоморошки возле Гродно, которое арендовал его отец. В 1826 г., после окончания физико-математического отделения Виленского университетасо степенью кандидата, поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения. В 1829 г. окончил с отличием институт и был произведен в поручики корпуса инженеров путей сообщения. В 1830 г. И. А. Заржецкий переведен в военный инженерный корпус, назначен в морскую строительную часть и прикомандирован к кронштадтской инженерной команде.

Все строительство в Кронштадте продолжалось 16 лет и стоило казне 1 287 360 руб. И. А. Заржецкий, начавший постройку в 1830 г. поручиком, закончил ее в 1846 г. полковником. В начале своей карьеры инженера он занимался проектированием корабельных доков Кронштадтского порта. До 1835 г. работы из-за недостатка средств велись ручным способом. Отлив воды производился лейками, простыми деревянными ковшами и ручными водоотливными приборами. Фундамент доков закладывался до глубины от 32 до 40 футов, гидравлическим раствором считалась смесь тосненской извести с толченым кирпичом.

В 1835 г. на стройке появилась первая паровая водоотливная машина в 8 сил низкого давления с двумя чугунными насосами. На строительстве не было ни кранов, ни железных дорог для перевозки огромных гранитных камней. Постройка Корабельного дока была закончена в 1838 г. За время строительства этого дока Заржецкий получил чины штабс-капитана (1834 г.) и капитана (1837 г.) и обвенчался с Анной Карловной фон Гревенс – дочерью капитана первого ранга Карла Ильича фон Гревенс. В марте 1838 г. у них родилась дочь Анна Евгения, а через 5 лет сын Николай.

В начале 1839 г. И. Заржецкий был назначен основным производителем работ на Фрегатном доке, ему же были доверены работы по отделке гранитом Обводного канала, работы продолжались до 1840 г.

В 1843 г. Николай 1 принимает решение возвести 4-ярусную казематированную батарею во внутренней части полубастиона Купеческой гавани. Батарея должна была фронтальным огнем подавлять попытки кораблей противника прорваться на Малый Кронштадтский рейд. Составление проекта и его исполнение он возложил на инженер-подполковника И. Заржецкого. Проект батареи И. Заржецкий составил за три недели, и последующие семь лет занимался его реализацией. Работа была исключительно сложной. Начальник Главного Морского штаба князь А. С. Меншиков признавал: «нет ни одного места при Кронштадтском рейде, которое бы представляло для строителя более затруднений как нынешний полубастион».

При устройстве основания, укладке каменного ростверка, строительстве казематов, устройстве сводов И. Заржецкий находил оригинальные решения, использовал новые технические устройства и материалы. Работы на батарее велись круглосуточно, ночью – при искусственном освещении. Общая стоимость работ превысила миллион рублей. После завершения основных работ Николай 1 повелел именовать батарею «Князь Меншиков». И. Заржецкий, ставший к тому времени инженер-полковником, был награжден орденом Святого Владимира третьей степени и 5 тысячами рублей. На стенах батареи поместили две памятные доски: «Батарея «Князь Меншиков» начата в 1843 г, окончена 1850 г» и «Во время управления Морским Министерством Адмирала Князя Меншикова строителем был инженер-полковник Заржецкий…».

По фронту батарея имела 60 м, в глубину 22 м. В шести казематах на трех ярусах и ярусе открытой обороны были размещены 44 орудия, из которых сорок два были новыми в то время трехпудовыми бомбическими пушками. Каждый каземат имел две амбразуры. Фас батареи был блиндирован гранитными плитами. В пристройках находились подъемники и погреба для бомб и зарядов. На ярусе открытой обороны находились два специальных ворота для подъема трехпудовых бомб на этажи через люки в пристройках.

В декабре 1848 г. И. Заржецкий приступил к составлению проекта на постройку казематированной батареи на западном фронте Кронштадтского форта; в 1850 г. он был назначен строителем этой батареи. При строительстве батареи И.Заржецкий применил новый способ возведения оснований, что намного уменьшило стоимость строительства, но эта постройка не была доведена до конца, так как после Крымской войны были изменены проекты обороны Кронштадта.

В это же время И. А. Заржецкий участвовал в различных строительных комиссиях, таких, как комиссия по установке водоотливной паровой машины в доковом кронштадтском бассейне, комиссия по устройству здания первого учебного морского экипажа в Кронштадте, комиссия по заграждению северного фарватера. В 1854 г. он участвовал в подготовке Кронштадта к обороне.

За 26 лет работы в Кронштадте И.Заржецкий был удостоен шестнадцати императорских благодарностей и нескольких наград.

1 января 1856 г. И. А. Заржецкому присвоено звание генерал-майора, он оставил строительное дело и был переведен в Морское министерство. Член многочисленных комитетов и присутствий: общего присутствия Строительного департамента по искусственной части (с 1955); технического комитета Главного инженерного управления; общего присутствия Инженерного департамента Военного министерства по искусственной части; технического комитета Главного инженерного управления Военного министерства (с 1863); строительного отделения Морского технического комитета (с 1867). 1 января 1864 г. И.Заржецкий был произведен в генерал-лейтенанты и занялся рассмотрением и составлением различных проектов.

Практически все проекты, утвержденные морскими ведомствами в то время, были им изучены, два проекта выполнены лично. По указанию императора сделан проект Балтийского порта и по заказу частной компании выполнен проект торгового порта для Петербурга на левом берегу Невы у Канонерского острова с подходным каналом. При изысканиях Заржецкий определил природу образования песчаных отмелей за устьем Невы. Морской канал к Петербургу по проекту Зарецкого был защищен дамбами. Они и сегодня, заросшие кустарником и деревьями, служат морякам, напоминая об одном из талантливых строителей Кронштадтской крепости.

Иосиф Альбертович Заржецкий умер 29 января 1869 г. Похоронен генерал-лейтенант на лидском католическом кладбище с северной стороны каплицы Святой Барбары. На огромной надмогильной гранитной плите выпуклая надпись:

Iozef Zarzecki syn Woiciecha herbu warnia general leitnant korpusu ingynierow. urodzil sie w Skomoroczkach 19 grudnia 1800 roku umarl w Petersburgu 29 stycznia 1869 roku.

Первая в России морская астрономическая обсерватория построена в 1856г. во дворе Кронштадтского Штурманского училища почти на том месте, где в 1717г. была построена первая в городе церковь во имя Андрея Первозванного. Автор проекта обсерватории и руководитель строительства - инженер-полковник Иосиф Альбертович Заржецкий, строитель "Николаевских доков (1830-1846), батареи «Князь Меншиков» (1843-1850), Николаевской батареи на форте Кроншлот (1850-1863).

 

Источники

 

1.     Гусак, Е. А. Научно-инженерная мысль в XIX-начале XX в. [И. А. Заржецкий] / Е. А. Гусак // Очерки истории науки и культуры Беларуси IX-начала XX в. / П. Т. Петриков [и др.]. – Минск, 1996. – С. 370. – 371. - (Деятельность уроженцев Беларуси – воспитанников Петербургского института путей сообщения).

1.     Житков С.М. [Заржецкий Иосиф Альбертович(~1800 – 29.01.1869)] / С. М. Житков // Биографии инженеров путей сообщения. Вып. I-III. – Спб., 1889 – 1902. – с. 41-44.

2.     Русский биографический словарь: В 25 т. /А.А. Половцов. - М., 1896-1918. – Т. 10. – с. 231

3.     dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biographyЗаржецкий

4.     pusk.by/bbe/134974