Республиканская научно-техническая
библиотека
|
|
|
|
Ярковский Иван Осипович (1844 — 1902)
Инженер — технолог, ученый, естествоиспытатель, изобретатель, автор
проекта машины для водообеспечения заводов и города, конструкций печей для
сжигания нечистот и др.
Иван Осипович Ярковский родился в местечке Освея Витебской губернии 12 мая 1844 г., где его
отец состоял домашним врачом у графа Шадурского. Ярковские принадлежали к
старинному шляхетскому роду Корсаков. Мальчику было всего 3 года, когда
он потерял отца. Оставшись практически без средств к существованию, семья переезжает
в Москву. Начальное образование И. О. Ярковский получил в школе при
Петропавловской церкви в Москве, позже был принят в Московский Александровский
сиротский кадетский корпус. С детства Иван Ярковский проявлял
способности к математике и механике: еще в кадетском корпусе он изобрел
дальномер, за что получил от Великого князя Михаила Николаевича золотые часы.
По окончании корпуса в 1862 г. И.О. Ярковский был отправлен прапорщиком
артиллерии на Кавказ, где и прослужил шесть лет. В 1968 г. И.О. Ярковский едет в
Петербург и поступает в Технологический институт. За время учебы перебивается
случайным заработком вроде изготовления проектов, а также издает таблицу
умножения до 1000, которая в то время, при отсутствии счетных линеек и иных
механических приборов, представляла немалое удобство при вычислениях. В 1870
г. он оканчивает институт технологом первого разряда и сразу же по поручению
частной фирмы едет в Берлин, где знакомится с машиностроительными заводами.
Осенью того же года он поступает на Киево-Брестскую железную дорогу
обер-машинистом, а затем - начальником депо в Казатине. В 1872 г. И. О. Ярковский
возвращается в Петербург, где в мае защищает диссертацию на тему: “Проект
машины для водоснабжения и теоретическое исследование механизма”, за что
получает звание инженера-технолога и командировку за границу на год. Проект
машины и теоретические расчеты ее узлов отличались простотой и
оригинальностью. В 1872 г. он уезжает за границу, чтобы ознакомиться с
механическими заводами Германии, Бельгии и Франции. В 1873 г. Иван Осипович
возвращается в Петербург и поступает на Московско-Брестскую железную дорогу,
сначала в Минск - на должность сборного мастера, затем, год спустя,
переводится в Смоленск начальником депо, наконец, в 1876 г., в Москву - начальником вагонных мастерских. Здесь он прослужил около 20 лет,
выполнив за этот период много технических и научных работ. В среде
технической интеллигенции И. О. Ярковский получил известность как автор
проекта машины для водообеспечения заводов и города, конструкций печей для
сжигания нечистот. Он предложил нефтяное топливо для сварочной печи и
разработал преобразователь оригинальной конструкции. Для сравнения смазочных
масел И. О. Ярковский построил особый прибор, на котором попутно производил
многочисленные опыты, изучая сопротивление воздуха движению крыльев. Он делает много интересных докладов
в Московском отделении Императорского русского технического общества и
избирается председателем его механической группы. Не довольствуясь только
технической деятельностью, И. О. Ярковский посвящает свой досуг научным
вопросам.
В 1887 г. И. О. Ярковский выдвигает
“кинетическую гипотезу всемирного тяготения”. Он вполне сознавал, что его
гипотеза вызовет массу возражений. Но, будучи человеком основательным и
преданным науке, он не желал явить миру сырой материал и навсегда остаться
непризнанным гением. Напротив, он хотел получить критические отзывы ученых,
чтобы иметь возможность полнее разработать гипотезу, прежде чем выносить ее на
широкую аудиторию. Поэтому И. О. Ярковский издает свою работу на французском
языке под названием “Hypothese cinetique de la gravitation universelle, en
connexion avec la formation des elements chimiques” (1888 г.) и не пускает ее
в продажу, а рассылает персонально только ученым разных стран. Получив ответы и отзывы на книгу,
Иван Осипович заканчивает разработку своей идеи и через год издает уже более
обширный и полный труд по-русски под заглавием “Всемирное тяготение как
следствие образования весомой материи внутри небесных тел. Кинетическая
гипотеза” (1889 г.). Затем выпускает “Новый взгляд на причины
метеорологических явлений” (1891 г.), “Строение материи и молекулярные силы”
(1894 г.) и несколько полемических брошюр в защиту своих идей. Последний его
прижизненный труд - “Плотность светового эфира и оказываемое им сопротивление
движению” (1901 г.). В 1983 г., во время путешествия в
США, на всемирную выставку в Чикаго, И. О. Ярковскому довелось встретиться с
океанской стихией, и он задается мыслью утилизировать их «жизненную силу» для
движения теплохода, чтобы сделать более дешевым его движение. Вернувшись из
путешествия, Иван Осипович начинает создавать модель такого «волнохода».
Наивная по современным понятиям идея приобретает реальное звучание в замысле
использовать такой «волноход» для преобразования энергии волн в электрическую
энергию. Из более значительных изобретений И.
О. Ярковского – роторная паровая машина, которая
была запатентована, но которую он не успел применить на деле. В течение своей жизни Иван Осипович
посвятил много времени и труда воздухоплаванию; им разработан подробный план
и проект испытательной станции для предварительного изучения подъемных
винтов. И. О. Ярковский работал в
Московском отделении Императорского Русского технического общества, был
избран членом Императорского общества любителей природоведения, этнографии и
антропологии, Российского физико-химического общества, Российского географического
общества и других, также был основателем Общества технологов в Петербурге. В 1894 г. Иван Осипович Ярковский оставляет
службу на железной дороге и переезжает в Петербург управляющим Невским
механическим заводом, а последние пять лет проводит в провинции, в Дятькове
Орловской губернии, помощником управляющего заводами Мальцовского
акционерного общества. В то время он продолжал свои научные труды,
намереваясь издать их на русском, польском и немецком языках. Весной 1901 г. доктора
обнаружили у Ярковского болезнь – саркому, и врачи послали его за границу. Несколько
месяцев он провел в Верисгофене (Бавария), а в октябре его перевезли в
Гейдельберг, где он скончался 9 января 1902 г. и был похоронен. После его смерти был создан фонд
содействия изобретательской деятельности им. Ивана Ярковского. "Эффект Ярковского",
названный в честь его первооткрывателя, русского ученого-любителя XIX века
Ивана Осиповича Ярковского, позволил объяснить загадочную особенность
астероида Аполло, открытого в 1862 г. Работа, позволившая объяснить природу
аномального поведения астероида с помощью "эффекта Ярковского",
была выполнена группой астрономов под руководством Микко Каасалайнена (Mikko
Kaasalainen) и опубликована в «Nature». В настоящее время "эффект
Ярковского" больше известен как эффект Ярковского-Окифи-Радзиевского-Паддака:
YORP-эффект (сокращение от англ. Yarkovsky–O'Keefe–Radzievskii–Paddack
effect). Эффект, предсказанный более 100 лет
назад ученым И.О. Ярковским, объяснил
загадочное поведение астероидов и может найти применение для
защиты Земли от "космической опасности". Научные труды
1.
Ярковский, И. О. Всемирное
тяготение как следствие образования весомой материи внутри небесных тел.
Кинетическая гипотеза / И. О. Ярковский. - Москва, 1889. 2.
Ярковский, И. О. Всемирное
тяготение как следствие образования весомой материи внутри небесных тел.
Кинетическая гипотеза и вытекающие из нее следствия в области физики, химии,
геологии, метеорологии и космогонии /. И. О. Ярковский. – Санкт-Петербург, 1912. Источники
1.
Гапоненка, В. А. У
пошуках гармоніі Сусвету: Іван Яркоўскі / В. А. Гапоненка ; навук. рэд. В. П. Грыбкоўскі. - Мінск : Навука і тэхніка, 1993. -
70 с., [9] акр. іл., партр. - (Нашы славутыя
землякі). 2.
Сурдин, В. Г.
Эффект инженера Ярковского / В. Г. Сурдин //
Природа .- 2004.- № 11. - С. 91-96. 3.
http://www.74rif.ru/jarkovski.html 4.
http://ru.wikipedia.org/wiki/YORP-эффект 5.
http://news.yandex.ru/yandsearch?rpt=nnews2... 6.
http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/JOURNAL/NATURE/11_04/EFFECT.HTM 7.
http://2012over.ru/astronomi-opredelili-datu-stolknovenija-asteroida-s-zemlejj.html 8.
http://www.library.ispu.ru/elib/closed/rffi/fiz/11.pdf/attachment_download/file
|
|
|
|