Top.Mail.Ru
Яловецкий Болеслав Лаврентий Антонович - Белорусские имена в истории
 
Республиканская научно-техническая библиотека
 


Яловецкий Болеслав Лаврентий Антонович

(1846 – 1918)

Инженер, железнодорожник, предприниматель, общественный и политический деятель, публицист, депутат Государственной думы I созыва.


Болеслав Лаврентий Антонович Яловецкий (Баляслаў Антонавіч Ялавецкі – бел., Bolesław Jałowiecki – польск.) родился 10 августа 1846 года в католической семье княжеского рода Переяславских-Яловецких (Pieriejesławskich-Jałowieckich), герб Боженец, претендовавшей на происхождение от династии Рюриковичей, в родовом поместье Сылгудишки (Свенцянский уезд, Виленская губерния, в настоящее время на литовском языке: Салдутишкис Утенского района Литвы). Отец, Антоний Ежи Яловецкий (Antoni Jerzy Jałowiecki, 1819–1994), богатый землевладелец, владел 500 десятинами земли, принимал участие в польском восстании 1863 года. Мать Яловецкого, Анна, происходила из литовских шотландцев клана Макдональдов (1829–1888), носивших прозвище Макбери.

После окончания виленской гимназии (1861–1865 гг.) Яловецкий обучался в Николаевском инженерном училище в Санкт-Петербурге. Принимал участие в восстании 1863 года. Его сын, Мечислав Яловецкий, упоминает эти события в своей книге «Na skraju Imperium i inne wspomnienia» (На краю империи и другие воспоминания): «Мой отец, тяжело больной, был взят в плен в первые дни начала восстания, и только благодаря заступничеству наших родственников, князей Трубецкого и Волконского, был помилован и, как лучший ученик, получил разрешение окончить учёбу.»

В 1867 году Яловецкий поступил в Николаевскую инженерную академию, которую окончил с отличием в 1870 году (на доске выбито его имя как одного из лучших студентов), проходил стажировку в Чехии и Австрии. Получил назначение в Главное инженерное управление (1870–1871), а затем в Петербургское инженерно-фортификационное управление (1872–1874).

Военная карьера складывалась успешно, 22 октября 1870 года Болеславу Яловецкому был присвоен чин штабс-капитана, но 13 апреля 1871 года, по собственному прошению, он был уволен со службы. Он был вновь призван на службу 21 сентября 1872 и уже 1 октября 1872 назначен в Петербургское инженерное управление, а 27 октября этого же года Болеслава Яловецкого командируют на строительство Либаво-Роменской железной дороги (Вильно-Минск-Гомель) в качестве штабс-капитана. В Петербург, на старое место службы, Яловецкий возвращается в марте 1873. В этом же году ему было поручено руководить строительством гранитной Адмиралтейской набережной в Санкт–Петербурге. За успешное выполнение этой работы 13 апреля 1875 года он получил чин капитана и был удостоен личной благодарности Императора Александра II. С 1875 по 1878 г. Болеслав Яловецкий принимает участие в строительстве Владикавказской железной дороги на участке Ростов – Владикавказ.

Огромный практический опыт Болеслава Яловецкого нашел отражение в научных статьях, докладах и выступлениях в Российском техническом товариществе. Его первые научные статьи печатаются в журнале «Инженерные записки» (1877), издаваемом конференцией Института инженеров путей сообщения. Это были наработки для двухтомного издания «Вода, топливо и паровозные котлы» (издано в Санкт-Петербурге в 1878-1879 гг.), которое было популярно среди российских инженеров-железнодорожников.

Свою военно-инженерную службу Яловецкий завершил в 1885 г., будучи кавалером ордена Святой Анны 3-й степени. Об этом сообщила газета Русский инвалид (№ 105 от 16 мая 1883 года): «Высочайшій приказъ по военному вѣдомству: Мая 15-го дня сего года, въ Москвѣ. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОРЪ ВСЕМИЛОСТИВѢЙШЕ СОИЗВОЛИЛЪ пожаловать ордена: по управленіямъ Военнаго Министерства …Св. Анны З-й степени состоящему въ распоряженіи Главнаго Инженернаго Управленія, Болеславу Яловецкому…»

Пятнадцать лет, с 1886 по 1901 гг., Болеслав Яловецкий. служил управляющим Александровского механического завода в Санкт-Петербурге, который являлся крупнейшим поставщиком паровозов и вагонов для российской железной дороги и не уступал лучшим предприятиям Европы. Под его руководством Александровский завод был модернизирован, став одним из самых современных и крупных железнодорожных предприятий Российской империи. «В это время началось строительство новых высокоскоростных паровозов, полностью изготовленных из отечественных материалов, что позволило отказаться от импорта более сложных деталей из Англии. Расчет и конструкцию нового паровоза выполнил технический советник завода профессор Николай Леонидович Щукин, коллега Яловецкого по Академии военных инженеров и друг семьи, в которой он был постоянным и всегда желанным гостем»

Яловецкий был талантливым изобретателем различных конструкций железнодорожного подвижного состава, среди его проектов – специальный поезд для царской семьи. 17 (29) октября 1888 года поезд, перевозивший императора Александра lll с семьёй, следовал по маршруту Ялта — Санкт-Петербург. Недалеко от станции Борки он потерпел крушение: с рельсов, проложенных по высокой насыпи над глубокой балкой, сошли паровоз и четыре вагона. Многие погибли, но император и его родные не пострадали. Вагоны для перевозки Романовых были более тяжелыми и прочными, что позволило их пассажирам выжить.

Из книги воспоминаний сына Яловецкого – Мечислава: «Его Императорское Величество с семьей уцелело. Его Императорское Величество соизволил выразить удовлетворение крепкой конструкцией вагонов. Кошмар прошел, потому что неизвестно, какая судьба постигла бы моего отца, который отвечал бы за строительство вагонов и за императорские путешествия, если бы что-то случилось с императором или его семьей. Царь Александр III шутить не любил.

Но надо отдать должное царю, что через несколько недель после этого случая отец получил приказ лично явиться к императрице Марии Федоровне. Царица очень любезно приняла отца и выразила удовлетворение постройкой вагонов, что, по ее мнению, способствовало спасению императорской семьи. Через несколько месяцев был издан императорский указ, дающий отцу орден Святого Владимира высокого класса и право приобретать в собственность земли в Литве, что в обоих случаях было чрезвычайно редкой наградой поляка. Отец воспользовался этим, скупив наши бывшие земли, конфискованные после восстания у моего деда. Будучи уже в звании генерала военных инженеров, отец подал в отставку, чтобы вести собственные дела и лично заботиться о наших имениях…»

Сенатские ведомости № 84 от 19 октября 1893 опубликовали «УКАЗ КАПИТУЛУ РОССІЙСКИХЪ ИМПЕРАТОРСКИХЪ ЦАРСКИХЪ ОРДЕНОВЪ: 1890 года декабря 28 по засвидѣтельствованію Министра Путей Сообщенія объ отлично-усердной службѣ и особыхъ трудахъ числящагося по Министерству Путей Сообщенія, уволеннаго въ главное общество Россійскихъ желѣзныхъ дорогъ, управляющаго Александровскимъ механическимъ заводомъ Николаевской желѣзной дороги, инженера, надворнаго совѣтника Болеслава-Лаврентія Яловецкаго, Всемилостивѣйше пожаловали Мы его кавалеромъ Императорского и Царскаго ордена Нашего св. Станислава второй степени. Вслѣдствіе чего повелѣваемъ капитулу выдать сему кавалеру орденскіе знаки и грамоту на оные».

Немного позже, по указу Его ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, Правительствующим Сенатом «произведен, за выслугу лѣтъ, со старшинствомъ по Министерству Путей Сообщенія въ коллежскіе совѣтники: съ назначеніемъ состоять сверхштатным по Министерству инженером: Болеславъ-Лаврентій Яловецкій-съ 1 октября 1893 года» (Сенатские ведомости в № 27 от 5 апреля 1894 года).

Яловецкий – автор многих технических изобретений. Он спроектировал вагон для перевозки скоропортящихся грузов, переносные железные дороги для военных целей, для нужд сельского хозяйства, а также оборудования к ним системы «Дольберг–Яловецкий» (Dolberg-Jałowiecki). Запатентованные пролеты системы соединялись крюковыми креплениями (без винтовых соединений), в этой системе использовались безыгольные автоматические стрелочные переводы. По проекту Болеслава Яловецкого на Александровском механическом заводе был налажен выпуск вагонов 2-го класса, имевших мягкие пружинные сиденья, или спальные отделения (так называемые кресло-кроватные вагоны).

К началу Первой мировой войны Александровский завод освоил строительство специальных бронированных вагонов и санитарных поездов.

В марте 1890 года Болеслав Яловецкий обратился в Министерство путей сообщения за разрешением на создание первого акционерного общества для строительства и эксплуатации частных узкоколейных железных дорог. Документация нового общества была подготовлена совместно с Федором Егоровичем Енакиевым. Предоставление концессии стало возможным благодаря положительному отзыву министра финансов Сергея Яковлевича Витте, который хорошо знал и ценил Яловецкого. Решение было принято 26 марта 1892 года, когда император Александр III утвердил Устав «Первого общества подъездных железных путей России». Общество приступило к работе в январе 1893 года с учредительным капиталом в 3 000 000 рублей.

«Первое общество подъездных железных путей России» начало свою деятельность со строительства узкоколейной железнодорожной линии от станции Свенцяны Петербургско-Варшавской железной дороги до местечка Березвеч (теперь в границах г. Глубокое). Первая очередь новой железной дороги (Свенцяны – Поставы, 66 верст) открылась для движения 11 ноября 1895 года, а 1 июля 1897 года начала действовать вторая очередь (Поставы – Березвеч, 53 версты). Ширина колеи составляла 750 мм – вдвое уже, чем на магистральных железных дорогах Российской империи. Это был первый реализованный в Российской империи проект такого масштаба. Новая дорога, построенная в очень сжатые сроки и со сравнительно небольшими затратами, послужила толчком для экономического и технологического развития края. В частности, был налажен экспорт молочных продуктов. Кроме того, вместе с узкоколейкой в Виленский край пришло еще одно достижение – проводной телефон.

Затем были построены и успешно эксплуатировались узкоколейные железные дороги в Прибалтике и Украине: Пернов-Ревельские подъездные пути, Южные подъездные пути и другие. К 1913 г. Обществу принадлежало 1149 верст железнодорожных путей – практически половина общероссийской узкой железнодорожной колеи. Оно являлось крупнейшей железнодорожной компанией в Российской империи. Грузооброт только свенцянских подъездных путей достиглал 8327 тысяч тонн. Штат составлял 525 рабочих и служащих. Паровозные бригады, помимо штатного заработка и служебной квартиры, получали поверстные и суточные доплаты, а также премии за экономию топлива.

Помимо железнодорожных путей, компания строила на заказ переносные рельсовые пути с подвижным составом, изготавливала вагоны и вагонетки, торговала машинами и инструментами для добычи и прессования торфа, переносными лесопильными заводами.

Развитие промышленных и узкоколейных железных дорог пришлось на период интенсивной индустриализации России. В то время эти железные дороги были неотъемлемой частью технологических процессов и представляли собой одну из основных транспортных систем в отрасли. Компания развивалась весьма интенсивно и перед Первой мировой войной капитализация общества достигла 27 млн. рублей, а Яловецкий получил негласный титул «короля узкоколейки». Свой капитал он вложил в крупные помещичьи имения в Полтавской и Вологодской губерниях.

С начала 90-х годов 19 века Ф.Е. Енакиева и Б.А. Яловецкого связывала тесная дружба и общее дело в «Первом обществе подъездных железных путей России». В 1894 году они задумали строительство металлургического завода в Донецком бассейне и продумывали проект создания нового акционерного металлургического общества. Этот проект сулил большую выгоду, так как из-за развития железных дорог и переоснащения Черноморского флота резко возрос спрос на металлургическую продукцию.

Одного лишь отечественного капитала для этого было недостаточно и было решено привлечь иностранные инвестиции. Инвестором совместного Русско-Бельгийского металлургического общества (Societe Metallurgique Russo-Belge), согласилось выступить Societe generale (Генеральное общество) – основатель промышленности Бельгии – в сотрудничестве с Societe de Saint-Leonard (Общество с ограниченной ответственностью Сен-Леонар – производитель паровозов, машин и инструментов). А из русских банков финансовую поддержку готовы были оказать Санкт-Петербургский международный коммерческий банк и тесно связанный с ним Русский банк для внешней торговли. Было решено, что Русско-Бельгийское металлургическое общество (РБМО) возглавит российский подданный, а членами правления на паритетных началах станут по три представителя от российской и бельгийской сторон.

28 ноября 1894 года Енакиев и Яловецкий подали на рассмотрение Министерства финансов Российской империи проект устава Русско-Бельгийского металлургического общества и на имя министра путей сообщения было отправлено прошение с просьбой запланировать правительственные заказы новому предприятию: «Имею честь доложить Вашему Высокопревосходительству, что мы решились образовать в России Металлургическое предприятие. С этой целью означенные лица вошли в предварительное соглашение с одним из крупных землевладельцев в Донецком бассейне на покупку принадлежащих ему земель, изобилующих минеральными богатствами, каменным углем и железною рудою, и заключили условия с первоклассными кредитными учреждениями относительно реализации весьма значительного акционерного капитала. Техническая сторона предприятия обставлена таким образом, что рядом с лучшими русскими специалистами Общество будет пользоваться сотрудничеством… бельгийских заводов в области металлургического производства и постройки подвижного состава. С финансовой стороны за русскими капиталами оставлено преобладающее значение в развитии всего дела… К началу 1897 г. заводы нового общества могут быть вполне закончены и пущены в действие для изготовления рельс, скреплений и других принадлежностей пути и подвижного состава железных дорог».

Проект устава Русско-Бельгийского металлургического общества одобрил министр финансов С.Ю. Витте: «Увеличение производства железа, стали и изделий из них, а равно расширение машиностроения приобретает особенно важное значение в настоящее время…».

В мае 1895 года Министерство финансов предоставило в Комитет министров проект устава акционерного общества, который был «ВЫСОЧАЙШЕ утвержденъ 2/14 Iюня 1895 года» императором с основным капиталом в 8 000 000 рублей «для развития в пределах Европейской России промышленностей металлургической и машинно-кораблестроительной, устройства и содержания горных заводов и разработки рудников и копей, а равно для торговли предметами производства сих заводов и рудников, как в ИМПЕРИИ, так и за границею».

Обществом были выпущены и успешно продано 32 тысячи акций и 19 июня 1895 года в Санкт-Петербурге состоялось собрание акционеров. Председателем правления был избран Андрей Андреевич Бунге. В правление вошли инженеры путей сообщения, надворный советник Яловецкий и титулярный советник Енакиев, тайный советник Н.Н. Сущов, а также подданные бельгийской короны О. Биэ, Е. Депре и О. Неф-Орбан. Управляющим делами правления был назначен Федор Егорович Енакиев.

«В четырех верстах от старого Петровского завода, на земле, купленной у князя Долгорукова, начали строить новый завод. В широкой ложбине возводились две доменные печи, два бессемеровских конвертора, рельсопрокатные, механические и чугунолитейные отделения, 120 коксовых батарей. Одновременно со строительством завода построили несколько каменноугольных рудников: «Веровский», «Нарьевский», «Бунге», и «Софиевский». И уже 27 ноября 1897 года была выплавлен первый металл. В акте приемки от 5 декабря 1897 года специальная комиссия указывала: завод состоит из двух доменных печей с суточной производительностью 18 тысяч пудов чугуна, с плавкой на криворожских и местных рудах, 120 коксовых батарей, двух конверторов проектной мощностью 36 000 пудов стали. Столько же пудов рельсов должно было выпускать и рельсопрокатное отделение. К новому заводу перешло название «Петровский». Прежний опытный завод стали называть Старопетровским. В 1898 году месторасположение завода, рудников и прилегающих поселков получило название Енакиево - в честь одного из учредителей Русско-Бельгийского Металлургического Общества и инициатора строительства завода, Федор Егорович Енакиева. В 1900 году на заводе была задута третья домна, приводится в действие 20-тонная мартеновская печь. Капитал общества составляет уже 15 000 000 рублей. До 1905 года запускаются еще две мартеновские печи, и завод становится одним из крупнейших на юге России, производившим рельсы для железных дорог. В 1912 г. был основан Докучаевский флюсодоломитный комбинат, производящий добычу и переработку известняка и доломита. К 1914 году на заводе работали 6 доменных и 7 мартеновских печей, 2 конвертера, 8 прокатных станов.

Разрастается и поселок Енакиево: если в 1899 г. на заводе работало 2,7 тысяч человек, они же были жителями поселка, то к 1916 г. в поселке проживало уже 16 тысяч человек. Русско-Бельгийскому металлургическому обществу принадлежали Петровский металлургический и литейный заводы, а также Екатеринославский и Донецкий рудники. После Октябрьской революции завод был национализирован, в период Великой Отечественной войны работал на «оборонку» Советского Союза, после войны был реконструирован со строительством новых цехов и агрегатов.

В 1901–1914 годах Яловецкий был также председателем, членом правления Акционерного общества вагоностроительного и механического завода «Двигатель» (Tehas „Dvigatel”) в Ревеле (позднее Таллин), основанного в 1898 году с основным капиталом в 3 000 000 рублей золотом, разделенных на 24 000 акций по 125 рублей золотом каждая. Целью общества было «устройство и эксплоатація заводовъ, изготавливающихъ паровозы, вагоны и всякаго рода желѣзнодорожныя принадлежности, а равно отдачу въ наемъ подвижнаго состава желѣзнымъ дорогамъ, обществамъ, товариществамъ и частнымъ лицамъ». Директором мог быть акционер, имеющий на свое имя не менее 75 акций.

В 1915 году Яловецкий получил звание действительного статского советника, соответствовавшее воинскому званию генерал-майора, был председателем правления 1 общества подъездных путей в России, занимал должность тов. Председателя общества частных железных дорог для надзора за паровыми котлами, являлся членом правления Русско-Бельгийского металлургического общества и Совета съезда представителей промышленности и торговли, деятелем Невского общества устройства народных развлечений.

В 1918 году Яловецкий стал одним из основателей Польского научно-технического общества. Он также был членом Императорского Русского технического общества, где выступал с докладами на железнодорожные темы и одним из почетных членов Римско-католического благотворительного общества при церкви Св. Екатерины с 1898 года до своей смерти.

Яловецкий также занимался политикой. Принимал активное участие в подготовке к введению земского самоуправления в Виленской, Ковенской и Гродненской губерниях. В 1906 году был избран от Виленской губернии депутатом Первой Государственной думы, в которой был членом финансовой комиссии. Был советником российского Министерства сельского хозяйства, директором акционерного Северного товарищества русской внешней торговли, директором общества частных железных дорог для надзора за паровыми котлами (Петербург), и членом правления Совета съездов представителей промышленности и торговли.

Во время Первой мировой войны служил в звании полковника в Генштабе Российской Империи.

Б.А. Яловецкий cнискал славу и как щедрый меценат: в Санкт-Петербурге он взял под свое покровительство членов Лынтупского землячества, помогая им обустроиться, найти работу и получить образование. А вместе с генералом Боголюбовым поддерживал талант Александра Борисова – будущего прославленного художника Арктики и отважного полярника – во время его студенческих лет в Академии художеств. В 1902 году, во время экспедиции на архипелаг Новая Земля, Борисов увековечил память о своём благотворителе: открытый им мыс на восточном берегу залива Незнаемый получил имя Яловецкого. Этот акт признательности обрёл географическую вечность — название сохраняется на современных картах Арктики.

В 1870 году Болеслав Яловецкий женился на Аниеле Виткевич (Aniela Witkiewicz, 1854–1918), сестре Станислава Виткевича, известного польского художника, архитектора, писателя и теоретика искусства. У них было трое детей. Сын Мечислав (Mieczysław, 1876–1962) – дипломат, агроном, художник и автор мемуаров, и дочери: Анжела (Aniela Jałowiecka, ок. 1880–1935) и Ядвига (Jadwiga Aniela Tekla Jałowiecka, 1875–1951) – филантроп и общественный деятель, активистка феминистского и христианско-демократического движений, польской диаспоры в Петербурге, член Санкт-Петербургского римско-католического общество охраны женщин, член правления из компании "Herba", входила в наблюдательные советы двух банков: Банк электрификации Польши и Северо-Восточный банк.

Умер Болеслав Яловецкий 10 июля 1918 года в Петрограде, вскоре после смерти своей жены (в феврале 1918 г.). Похоронен был в католической церкви Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге рядом с женой, где друг семьи, настоятель костела, прелат Будкевич поместил их в склеп. Его старшая дочь, Ядвига Жуковская (по второму мужу – Липковская), в марте 1925 года перевезла и перезахоронила останки родителей, Болеслава и Аниелы Яловецких, в катакомбах одного из древнейших исторических некрополей Литвы, кладбище Росса (сейчас STARA ROSSA) в Вильнюсе, сектор 18а, надгробия 32 и 33. (Право на погребение в катакомбах имели лишь представители привилегированных классов – финансовой и политической элиты, людей хорошо известных, заслуживших общественное призвание).

1 июля 2007 года на станции Лынтупы был открыт памятник Болеславу Яловецкому.


Научные труды


  1. Яловецкий, Б. А. Вода, топливо и паровозные котлы : [в 2 ч.] / [соч.] инж. Б. Яловецкого. – СПб. : Тип. М-ва пут. сообщ. (А. Бенке), 1878–1879. – Ч. 1 : Вода, её примеси, влияние их на прочность паровых котлов и средство устранять их вредное влияние. – 1878. – 136 с. ; Ч. 2 : Топливо. – 1879. – 267 с.
  2. Яловецкий, Б. А. Пояснительная записка к проекту Устава "Общества подъездных железных дорог в России" / Б. А. Яловецкий. – [СПб.] : Знаменская типо-лит. С. Ф. Яздовского и К⁰, ценз. 1890. – 4 с.
  3. Яловецкий, Б. А. Записка инженера Б. А. Яловецкого по предмету доклада В. Ф. Вигуры и беседы, состоявшихся 12 марта 1898 года в VIII Отделе Русского технического общества / Б. А. Яловецкий. – СПб. : Тип. бр. Пантелеевых, [1898]. – 5 с.



Привилегии


  1. Привилегия № 8150, выданная из Департамента Торговли и Мануфактур в 1890 г. инженер-подполковнику Болеславу Яловецкому и иностранцу Рудольфу Дольбергу, на стальную шпалу для переносных железных дорог / Яловецкий Б., Дольберг Р. // Свод привилегий, выданных в России в 1890 г. по департаменту торговли и мануфактур, на изобретения и усовершенствования, касающиеся технической промышленности: №№ 81–120. – СПб., 1891. – № 88.
  2. Привилегия № 8271, выданная из Департамента Торговли и Мануфактур в 1890 г. отставному инженер-подполковнику Болеславу Яловецкому и германскому подданному Рудольфу Дольбергу, на усовершенствованную систему подвижного состава для переносных железных дорог / Яловецкий Б., Дольберг Р. // Свод привилегий, выданных в России в 1890 г. по департаменту торговли и мануфактур, на изобретения и усовершенствования, касающиеся технической промышленности: №№ 81–120. – СПб., 1891. – № 99.
  3. Привилегия № 8793, выданная из Департамента Торговли и Мануфактур в 1890 г. отставному инженер-подполковнику Болеславу Яловецкому и германскому подданному Рудольфу Дольбергу, на усовершенствованную систему верхнего строения переносных железных дорог / Яловецкий Б., Дольберг Р. // Свод привилегий, выданных в России в 1890 г. по департаменту торговли и мануфактур, на изобретения и усовершенствования, касающиеся технической промышленности: №№ 81–120. – СПб., 1891. – № 112.


Источники


  1. Śnieżko, A. Cmentarz na Rossie w Wilnie. Katakumby / A. Śnieżko. – Wrocław : Ossolineum, 1970.
  2. Gąsieniec, B. Żukowska Jadwiga Aniela Tekla / B. Gąsieniec // Polski Petersburg : [site]. – URL: https://www.polskipetersburg.pl/hasla/zukowska-jadwiga-aniela-tekla (date of access: 18.04.2025).
  3. Jałowiecki, M. Na skraju Imperium i inne wspomnienia / М. Jałowiecki. – Warszawa : Czytelnik, 2012. – 36 с.
  4. VIAF : [виртуальный международный авторитетный файл]. – [Б. м.] : OCLC, 2010–2024. – URL: https://viaf.org/ru (дата обращения: 20.03.2025).
  5. Адресная книга города С.-Петербурга на 1901 г. : 10-й год изд. / сост. при содействии Гор. обществ. упр. под ред. П. О. Яблонского. – СПб. : Лештуковская паровая скоропечатня П. О. Яблонского, 1901. – 1168 с., 2659 стб., 228 с., 25 л. ил. – URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003929302/ (дата обращения: 08.04.2025).
  6. Белый, А. Король "узкоколейки" : [о создателе первого Общества подъездных железно-дорожных путей] / А. Белый // Директор : журнал для руководителей. – С. 50–51.
  7. Векслер, А. Владимирский округ : Большая и Малая Московские улицы и улица Правды / А. Векслер, Т. Крашенинникова. – М. : Центрполиграф ; СПб. : Русская тройка-СПб, 2011. – 350 с.
  8. Гіль, М. Ён быў нястомным рэфарматарам / М. Гіль // SB.BY Беларусь сегодня. – URL: https://www.sb.by/articles/yen-by-nyastomnym-refarmataram.html . – Дата публ.: 20.09.2007.
  9. Забаўскі, М. Дзяржаўная дума / М. Забаўскі // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі : у 6 т. – Мінск, 1996. – Т. 3. – С. 240–243.
  10. Кіштымаў, А. Баляслаў Ялавецкі / А. Кіштымаў // Славутыя імёны Бацькаўшчыны : [зб. / уклад.: У. Гілепа і інш. ; рэдкал: А. П. Грыцкевіч (гал. рэд.) і інш.]. – Мінск, 2003. – Вып. 2. – С. 338–346.
  11. Кіштымаў, А. Беларусь на вузкай каляіне. Баляслаў Ялавецкі і будаўніцтва чыгункі Свянцяны – Беразвеч / А. Кіштымаў // Спадчына. – 2002. – № 4. – С. 50–56.
  12. Купцов, А. Создание Русско-Бельгийского Металлургического Общества / А. Купцов // Енакиево как на ладони : [сайт]. – URL: http://enakievets.info/publ/enakievo_kak_na_ladoni/ocherki_ob_inzhenere_enakieve/sozdanie_russko_belgijskogo_metallurgicheskogo_obshhestva/109-1-0-2545 (дата обращения: 10.04.2025).
  13. Купцов, А. Яловецкий Болеслав Антонович – король российской узкоколейки / А. Купцов // Енакиево как на ладони : [сайт]. – URL: http://enakievets.info/publ/enakievo_kak_na_ladoni/zhiteli_enakievo/koroli_rossijskoj_uzkokolejki/5-1-0-1112 (дата обращения: 17.03.2025).
  14. Нікалаеў, М. Беларускі Пецярбург / М. Нікалаеў. – СПб. : [б. в.], 2009. – 535 с.
  15. Смалянчук, А. Ф. "Краёвая ідэя" ў беларускай гісторыі : зб. навук. арт. / А. Смалянчук. – Мінск : Зміцер Колас, 2017. – 458 с.
  16. Тухольский, З. Переяславский-Яловецкий [Яловецкий] Болеслав / З. Тухольский // Польский Петербург : [сайт]. – URL: https://www.polskipetersburg.pl/hasla/boleslaw-pieriejaslawski-jalowiecki-jalowiecki (дата обращения: 17.03.2025).
  17. Шопіна, М. М. Кнігі са збору «караля вузкакалейнай чыгункі» ў фондзе Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі / М. М. Шопіна // Здабыткі : дакументальныя помнікі на Беларусі / Нацыянальная бібліятэка Беларусі. –Мінск, 2020. – Вып. 23. – С. 104–115.
  18. Яловецкий Болеслав Антонович // Боиович, М. М. Члены Государственной Думы : (портреты и биографии). Первый созыв, 1906–1911 г. : (сессия продолжалась с 27 апреля по 9 июля 1906 г.) / сост. М. М. Боиович. – Москва : Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1906. – С. 21.
  19. Яловецкий Болеслав Антонович [сайт]. – URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 17.03.2025).



РНТБ, 2025.