Республиканская научно-техническая
библиотека
|
|
|
|
Вилькицкий Андрей Ипполитович (1858 — 1913) Гидрограф-геодезист, генерал
корпуса гидрографов, полярный исследователь, член Русского географического
общества, начальник Главного гидрографического управления. Андрей Ипполитович Вилькицкий родился 13 июня 1858 года
в Борисовском уезде Минской губернии в дворянской семье. После окончания классической
гимназии в 1875 году, уехав к своему дяде в Санкт-Петербург, поступил в
юнкерский класс Морского корпуса. Уже через 2 года, после сдачи экзаменов,
был произведен в гардемарины, а в сентябре 1878 года получил чин мичмана. Во
время учебы впервые вышел в Финский залив на броненосной лодке «Смерч». В 1880 году завершил обучение в
Николаевской морской академии при Морском корпусе по специальности
«гидрография». После окончания академии выполнял гидрографические работы на
Балтике и Онежском озере. Вел преподавательскую деятельность, в том числе
руководил практическими занятиями по астрономии в Морской академии. В 1882 году был прикомандирован к
Николаевской астрономической обсерватории в Пулкове для прохождения курса
астрономии и геодезии вместе с офицерами геодезического отделения
Николаевской академии Генерального штаба. 7 апреля 1882 года избран членом
Императорского Русского географического общества (РГО). Первые научные работы
А.И. Вилькицкого, касающиеся производства гидрографических работ, приборов,
методов и геофизических исследований, относятся к середине 1880-х годов. В 1882 году в составе экспедиции,
организованной Гидрографическим департаментом Морского министерства, А.И.
Вилькицкий отправился изучать Онежское озеро. Экспедиция вела свою работу
вплоть до 1887 года. По поручению РГО провел ряд работ
по определению ускорения силы тяжести с помощью маятника в Европе и Азиатской
России. Они были выполнены настолько оригинально и тщательно, что в 1887 году
молодому ученому предложили возглавить первую в России Арктическую
гидрографическую экспедицию по изучению Хайпудырской губы и архипелага Новая
Земля. Морское министерство дополнительно поручило уточнить географические
координаты Архангельска, в то время единственного крупного порта на севере
страны. За опубликованные по итогам экспедиций работы по магнитным
наблюдениям и определению силы тяжести А.И. Вилькицкий был награжден двумя
золотыми медалями и медалью имени Ф.П. Литке РГО. В 1887-1889 гг. по заданию
географического общества произвел первые гравиметрические измерения на Новой
Земле. По результатам таких работ, выполненных в разных точках планеты, ученые
уточняют истинную форму земли, что необходимо при составлении карт. За
исследования Новой Земли А.И. Вилькицкий был награжден Большой золотой
(Константиновской) медалью РГО. В течение одиннадцати лет, начиная
с 1894 года, А.И. Вилькицкий практически ежегодно руководил различными
экспедициями на Севере. Основное внимание было сосредоточено на изучении
побережий русских морей Северного Ледовитого океана. В чине подполковника Корпуса
флотских штурманов в 1894-1896 гг. возглавлял гидрографическую экспедицию на
пароходе «Лейтенант Овцын» и ряде вспомогательных судов, исследовавшей
морское побережье от устья Печоры до Енисея, в Енисейском заливе и Обской
губе. Тогда впервые появилось подробное описание Енисейского залива. В результате экспедиции обнаружен
глубоководный фарватер, который позволял морским судам подниматься вверх по
реке на расстояние в 1000 километров, уточнен ряд карт береговой линии,
предложены практические рекомендации для плавания в этих районах. Удалось
определить наличие и местоположение паковых льдов, размеры постоянного
ледового припая, нанести на карту множество ориентиров, мелей, скал, банок,
установить десятки навигационных знаков. Новая карта А.И. Вилькицкого изобиловала
исправлениями крупных неточностей прежних карт. Например, выяснилось, что
место мыса Трехбугорного, лежащего при впадении Тазовской губы в Обскую,
раньше было показано ошибочно более чем на 100 км. Результаты работ
экспедиции сразу получили широкое практическое применение, и о них стали
поступать положительные отзывы капитанов судов. Так, например, английский
капитан Стэварт, ходивший в 1897 г. в устье Оби, писал, что он ни разу не сел
на мель только потому, что строго руководствовался указаниями Вилькицкого об
особенностях рельефа дна этого района. Позднее (в 1912 г.), вспоминая об
этой экспедиции, А. И. Вилькицкий писал: «Работу мы начали с Енисейского
залива... Помимо описи берега, промера и астрономических определений пунктов,
производились наблюдения магнитные, метеорологические, гидрологические, над
силою тяжести, а также собирались коллекции зоологические, ботанические, геологические
и другие...». В 1895 году экспедиция обследовала остров в Карском
море у полуострова Ямал, открытый британским капитаном И. Вигггинсом в 1874
году. Позднее остров получил название в честь А.И. Вилькицкого. В 1898-1901 гг. в чине полковника А.И.
Вилькицкий руководил исследованиями устьев рек Печора, Енисей, южной части
Карского моря, составил подробные карты этого района. К 1901 году подготовил
развернутые карты обширного района, уточнил береговые линии Новой Земли,
Мурманского побережья, Белого и Карского морей. Помимо картографического
материала, полностью сохраняющего свое значение и поныне, эти работы дали
обширные сведения о физических свойствах охваченных ими районов. В 1900-1903 гг. на карту были
нанесены новые острова в архипелаге Норденшельда, названные в честь А.И.
Вилькицкого. В 1905 году по поручению Министерства путей сообщения была
составлена очередная экспедиция – караван из 22 судов, проводкой которых
руководил А.И. Вилькицкий. Задача была благополучно выполнена – суда прошли из
Полярного (ныне Мурманск) по Северному Ледовитому океану до Енисея. В 1907 году А.И. Вилькицкий возглавил Главное
гидрографическое управление (ГГУ) Морского министерства, которым руководил до
конца жизни, и стал планировать развитие русской гидрографии в целом и
полярной, в частности. С 1909 года имел чин
генерал-лейтенанта Корпуса флотских штурманов. Многое сделал по организации
гидрографической службы, являлся не только ее начальником, но общепризнанным
авторитетом по всем проблемам. Именно под его руководством был разработан
долгосрочный проект систематизированного описания отечественных морей,
программы новых экспедиций. На строго научной основе стали создаваться новые
морские карты и лоции. В 1909 году генерал А.И. Вилькицкий организовал при
ГГУ штурманский офицерский класс. Под его руководством был разработан
30-летний план гидрографических работ во всех морях России и 10-летний план
постройки маяков. В 1912 году по предложению А.И. Вилькицкого учредили особый
Корпус гидрографов. Это юридически закрепило в Российском флоте специальность
гидрографа. Большое значение имела работа А.И.
Вилькицкого по обеспечению безопасности мореплавания и развитию научных
исследований (строительство маяков и навигационных знаков, оборудование
мерных миль, издание новых карт, улучшение морских инструментов и др.). По
его инициативе в Петербурге была создана мастерская мореходных инструментов,
обеспечивавшая корабли и суда флота и водного транспорта навигационными
приборами. «Уже после этого назначения ему
было поручено восстановление мастерских мореходных инструментов. Андрей
Ипполитович настолько хорошо справился с этим заданием, что наши инструменты
получили признание не только в России, но и за рубежом. Таким образом, наша
гидрография была поднята на мировой уровень», – рассказывала о своем великом
предке праправнучка Ирина Тихомирова. Именно в этот период русская
гидрография вышла на международную арену. А.И. Вилькицкий добился
представительства ГГУ в Постоянной международной ассоциации судоходных
конгрессов. Русские гидрографы участвовали в международных выставках,
конференциях, съездах и в работах по обеспечению безопасности мореплавания. В результате большой
организационной работы, проведенной А.И. Вилькицким, в 1912 году состоялась
вторая Международная морская конференция по обеспечению безопасности
мореплавания. Руководитель французской делегации, известный французский
гидрограф Л. Рено, в частности, отмечал: ««Нам показали образцы русских
промеров, выполненных среди берегов и на фарватерах весьма сложного
очертания, где гидрография представляет большие трудности. Об этой работе
нельзя выразиться иначе, как назвав ее чудодейственной... В России
образовалась отборная группа гидрографов, которые служат предметом удивления
для всех специалистов...». Возглавляли эту «отборную группу гидрографов» А.
И. Вилькицкий, А. М. Бухтеев, М. Е. Жданко и другие выдающиеся русские моряки
того времени. В 1913 году А.И. Вилькицкий был
зачислен в Корпус гидрографов в чине гидрографа-геодезиста, произведен в
полные генералы Корпуса гидрографов и уволен со службы по болезни. В 1913-1915 гг. А.И. Вилькицкий
организовал экспедицию на Север на транспортных ледокольных пароходах «Таймыр»
и «Вайгач» водоизмещением 1,5 тыс. тонн каждый и мощностью машин в 1,2 тыс.
лошадиных сил, которые были построены под
влиянием настойчивых рекомендаций Вилькицкого, Верховского и других передовых
русских моряков в 1909 году на Невском
заводе в Петербурге. Основная цель экспедиции –
разведать Северный морской путь и пройти по нему через шесть арктических
морей с востока на запад – из Владивостока в Архангельск, прежде это еще
никому не удавалось сделать. Вместе с тем экспедиция преследовала и другие
цели: проведение гидрографических и гидрометеорологических работ,
исследование и нанесение на карту арктического побережья Российской империи. Экспедицию оснастили по последнему
слову техники: суда оборудовали приборами для морской и береговой съемки,
магнитных, астрономических и гидробиологических наблюдений, изучения воды,
воздуха и почв. Большинство приборов и оборудования были изготовлены Андреем
Ипполитовичем и его учениками. В области мореходной астрономии А.И.
Вилькицкий предложил прибор для определения широты места судна по
меридиональной высоте Солнца, получивший в России большое распространение и
удостоенный золотых медалей и почетных отзывов. Эта экспедиция навсегда вошла в
историю российской науки и мореплавания как «экспедиция века». Во время
похода в 1913 году, когда суда добрались до Камчатки, тяжело заболел
начальник экспедиции, опытный гидрограф И.С. Сергеев, и по приказу из
Петербурга экспедицию возглавил двадцативосьмилетний сын А.И. Вилькицкого, старший
лейтенант Борис Андреевич Вилькицкий, командир «Таймыра», уже после смерти
отца. Поход проходил в тяжелейших условиях, часто приходилось дрейфовать во
льдах. Успех обеспечили решительные и рискованные нововведения Бориса
Вилькицкого. Экспедиция открыла Землю Николая II и остров
Цесаревича Алексея. Эти названия существовали на картах страны более десяти
лет и лишь 11 сентября 1926 года Президиум ЦИК СССP переименовал Землю
Императора Николая II в Северную Землю, а остров Цесаревича Алексея – в Малый
Таймыр. Борис Андреевич Вилькицкий «Я уже сделал несколько
географических открытий. Но вот закрыть одну Землю (Землю Санникова), чтобы
тут же открыть другую – такое удалось только Борису Вилькицкому. Как же не
снять перед ним шляпу?» – написал в своем дневнике известный норвежский
полярный исследователь Руаль Амундсен после завершения этой «экспедиции
века». Открытие, сделанное экспедицией
Бориса Вилькицкого, стало последним крупным географическим открытием ХХ века.
Сам же он сделал скромную запись в своем дневнике: «В поисках Великого
северного пути из Тихого океана в Атлантический нам удалось достигнуть мест,
где еще не бывал человек, и открыть земли, о которых никто не думал…». Вклад Андрея Ипполитовича
Вилькицкого в организацию безопасного прохода русского флота в арктических
морях был высоко оценен еще при его жизни. Его рекомендации, составленные им
карты и изобретенные приборы долгие десятилетия использовались арктическими
мореплавателями, и не только российскими. В течение службы Андрей Ипполитович
Вилькицкий был награжден орденами св. Станислава I степени, св. Владимира III
степени, св. Анны III степени, французским орденом Почетного Легиона
командирского креста, Большой золотой (Константиновской) медалью Русского
географического общества. 26 февраля (11 марта) 1913 года, на
54-м году жизни, великий исследователь, первооткрыватель, генерал А.И. Вилькицкий
скончался и был похоронен на Смоленском православном кладбище
Санкт-Петербурга. После его смерти ученики мастерских
мореходных инструментов решили от себя лично возложить на могилу венок из
фарфоровой сирени белого и лилового цвета с надписью «От благодарных
учеников». На похороны пришли его многочисленные друзья, знакомые, приятели и
сослуживцы – все те, кто знал его как великого труженика, отзывчивого, очень
щепетильного в отношениях человека. Его сослуживец Мордовин сказал о нем так:
«Он беречь своих сил не умел». Трудно переоценить вклад Андрея
Ипполитовича Вилькицкого в исследование Севера. Именно с 1911 по 1915 годы
совершены основные походы судов в моря Арктики с наиболее значимыми
результатами, а одной из главных научных работ А.И. Вилькицкого является
монография «Северный морской путь». Из научных
трудов опубликованы: «Способ Вейера определения главных точек в морской
съемке», «Базисный прибор Едерина», «Искусственный горизонт Гербста», «Определение
долготы г. Архангельска по телеграфу», «Широта г. Архангельска», «Отзыв о
трудах Фуса», «Материалы для изучения распределения силы тяжести в России.
Наблюдение над качаниями поворотных маятников Ренсольда, произведенное в Орле,
Липецке и Саратове в 1889 году», а также многочисленные статьи в «Записках по
гидрографии», «Морском Сборнике», «Записках Императорского русского
географического общества». Сегодня на современной карте
Арктики девять топонимов названы именами белорусов – генерала Андрея
Ипполитовича Вилькицкого и его сына Бориса. В память о А.И. Вилькицком получили
название ледник, гора и залив на архипелаге Новая Земля, острова Вилькицкого
в Карском и Восточно-Сибирском морях. В честь А.И. Вилькицкого полярный
исследователь Г.Я. Седов назвал нанесенный им на карту в 1913 году мыс в
Баренцевом море в архипелаге Новая земля. На карте звездного неба есть малая
планета № 5314, которая стараниями экс-директора Пулковской обсерватории В.
Абалакина была названа в честь отца и сына Вилькицких. На намыве
Васильевского острова в Санкт-Петербурге именем великого ученого назван
бульвар. В декабре 2002 года на доме № 96 по каналу Грибоедова, где жил А.И.
Вилькицкий, была установлена мемориальная доска. Всю жизнь Андрея Ипполитовича
Вилькицкого интересовали неизведанные северные моря. Он воспитал десятки
учеников, которые продолжили его дело. Оба его сына, Борис и Юрий, также
связали свою жизнь с морем. Младший сын Юрий, юнкер мореходной школы, умер в
17-летнем возрасте, а имя Бориса встало в истории в одном ряду с отцом. Сегодня на маршрутах Северного
морского пути несет службу самый мощный в мире дизельный ледокол «Андрей Вилькицкий»,
построенный в 2018 году по заказу компании «Газпромнефть» на Выборгском
судостроительном заводе для развития программы «Время Арктики». Это самый
мощный дизельный ледокол, построенный на российских верфях. Судно называют
«танцующим» за уникальную маневренность: оно может за 1 минуту обернуться на
360 градусов и даже «дрифтовать» при скорости 30 км/ч. Крестной мамой судна
стала праправнучка генерала Андрея Вилькицкого Ирина Тихомирова. Избранные
научные труды 1.
Вилькицкий, А. И.
Географическая широта города Архангельска / А. И. Вилькицкий // Мор. Сб. – 1893.
– № 5.– С. 23–38. 2.
Вилькицкий, А. И.
Предварительный отчет о работах гидрографической экспедиции в 1894 г. в реке
Енисее и Ледовитом океане / А. И. Вилькицкий // Изв. РГО. – 1895. – Т. 31. –
С. 136–152. 3.
Вилькицкий, А. И. О
работах гидрографической экспедиции в 1895 году в реках Енисее, Оби и
Ледовитом океане : докл. А. И. Вилькицкого : (чит. в общ. собр. И.Р.Г.О. 17
февр. 1896 г.). – [СПб.] : тип. А. С. Суворина, [1896]. – 12 с. 4.
Вилькицкий, А. И.
Определение по телеграфу разности долгот Енисейска и Красноярска / А. И.
Вилькицкий, К. Иванов // Зап. по гидрографии. – 1897. – Вып. 28. – С. 92–148. 5.
Вилькицкий, А. И.
Наблюдения над качанием поворотных маятников Репсольда, произведенные в
Енисейске, сел. Гольчихе, г. Березове, Обдорске и в Югорском шаре в 1894-1896
гг. / А. И. Вилькицкий // Зап. РГО по общ. географии. – 1903. – Т. 30, № 4. –
С. 1–84. 6.
Атлас реки Енисея:
от г. Енисейска до Енисейского залива / сост. Гидрогр. экспедицией под
начальством подполк. Вилькицкого / Гл. гидрогр. упр. Мор. м-ва. – СПб., 1910.
– 8 с. Источники 1.
Вейнберг, Б. П.
Магнитные определения А. И. Вилькицкого и его сотрудников 1882-1901 гг. / Б.
П. Вейнберг, Н. Н. Трубятчинский // Зап. по гидрографии. – 1928. – Т. 54. –
С. 37–58. 2.
Вилькицкий Андрей Ипполитович [Электронный ресурс] //
Всемирная история : энциклопедия. – Режим доступа: https://w.histrf.ru/articles/article/show/vilkitskii_andriei_ippolitovich.
– Дата доступа: 22.01.2022. 3.
Вилькицкий Андрей
Ипполитович [Электронный ресурс] // Арктика.info. – Режим доступа: http://arctika.info/osvoenie/issledovateli/vilkiczkij-andrej-ippoolitovich.
– Дата доступа: 22.01.2022. 4.
Вилькицкий, Андрей
Ипполитович [Электронный ресурс] // Академик. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1449045.
– Дата доступа: 22.01.2022. 5.
Грицкевич, В. П.
Маршрутами первопроходцев [А. И. Вилькицкий] / В. П. Грицкевич // От Немана к
берегам Тихого океана / В. П. Грицкевич. – Минск, 1986. – С. 283–289. 6.
Тимирчинская, О.
Андрей Вилькицкий: путешествие из космоса в Арктику [Электронный ресурс] / О.
Тимирчинская // Газета.ru. 25 декабря 2018. – Режим доступа:
https://www.gazeta.ru/business/2018/12/25/12107593.shtml. – Дата доступа:
20.01.2022. 7.
Трофименко, Г.
Тайна двух капитанов из Минской губернии [Электронный ресурс] / Г. Трофименко
// Союзное государство. – 2013. – № 6. – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/belrus/taina-dvuh-kapitanov-iz-minskoi-gubernii-603aa1ef732f3c7f621cd898.
– Дата доступа: 22.01.2022. 8.
Экспедиция на
ледоколах «ТАЙМЫР» и «ВАЙГАЧ» открыла Северную землю [Электронный ресурс]. //
Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина. – Режим доступа: https://www.prlib.ru/history/619508. – Дата
доступа: 22.01.2022. РНТБ, 2022. |
|
|
|