Республиканская
научно-техническая библиотека
|
|
|
Сухой Павел Осипович (1895
– 1975) Доктор
технических наук (1940), ученый и авиаконструктор, создатель сверхзвуковых
самолетов. Павел
Осипович Сухой родился 10 (22) июля 1895 г. в селе Глубоком Виленской
губернии. Теперь Глубокое – районный центр Витебской области Беларуси. С 1905
г. по 1914 г. учился в Гомельской гимназии. В 1914 г. поступил вольнослушателем
на механико-математический факультет МГУ, где слушал лекции по механике
полета профессора Н. Е. Жуковского. В 1915 г. он становится студентом Императорского
училища. Одновременно с учебой приступает к разработке конструкции
самолета, знакомится с летчиками и восторженно слушает их рассказы о полетах.
В 1916-1918 гг. П. О. Сухой прошел
путь от юнкера до подпоручика, некоторое время служил на Северо-Западном
фронте. В 1918-1930 гг. он работал
преподавателем математики в школах Лунинца и Гомеля. В 1921 г. П. О. Сухой приступает к
учебе в МВТУ. В 1924 г., еще до окончания МВТУ, он поступил чертежником в Центральный
аэрогидродинамический институт им. Н. Б. Жуковского (ЦАГИ) для того, чтобы
получить опыт выполнения чертежей отдельных частей конструкции самолета, определения допусков и
составления технологических пояснений, выносимых на сборочные чертежи. Из
большого числа техников и чертежников А. Н. Туполев выделил П. О. Сухого и
стал руководителем его дипломного проекта: «Одноместный истребитель с мотором
300 л.с.». За четкий доклад и продуманные ответы дипломный проект заслужил
отличной оценки. По окончании вуза стал работать инженером-конструктором в
ЦАГИ. Осенью 1925 г., недавно назначенному молодому начальнику
конструкторской бригады П. О.Сухому, поручается проектирование
цельнометаллического истребителя, способного развивать высокую скорость и
обладающего мощным пулеметным вооружением. Собранный самолет, названный
И-4(АНТ-5) успешно прошел летные испытания, начавшиеся летом 1927 г.
Достигнутые летные характеристики И-4 были намного выше, чем у лучших
зарубежных истребителей. С тех пор каждый новый самолет, созданный П. О. Сухим,
всегда обладал летно-техническими характеристиками, превышающими самые лучшие
достижения военных самолетов в мире. В 20-30 гг. П. О. Сухим, под общим
руководством А. Н. Туполева, были разработаны истребители И-4 (1926-1927),
И-14 (1932-1934). Он сконструировал самолет РД (АНТ-25), на котором советские
летчики совершили в 1938 г. беспосадочные полеты из Москвы через Северный
полюс в США., и «Родина» (АНТ-37). На этой машине советские летчицы В. С. Гризодубова,
П. Д. Осипенко и М. М. Раскова установили в 1938 г. женский международный
рекорд дальности полета. В 1937-1939 гг. П. О. Сухой участвовал в создании
боевого многоцелевого самолета Су-2. Во время Великой Отечественной войны 893
такие машины вели воздушные бои с противником. В 1939 – 1940 гг. П. О. Сухой
работал главным конструктором на заводе в Харькове. В 1940-1949гг. - главный
конструктор КБ, базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве,
одновременно директор этих заводов. В 1942-1943 гг. под его руководством
создан бронированный штурмовик Су-6. В 1949-1953 гг. – снова заместитель
главного конструктора в КБ А. Н. Туполева. В 1953 г. – возглавил ОКБ-1 в
качестве генерального конструктора, в 1954-1975 гг. – главный генеральный
конструктор завода №51 в Москве. В послевоенные годы П. О. Сухой был
в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области
реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. После
создания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в
числе которых истребитель Су-7 со скоростью полета, вдвое превысившей
скорость звука. Истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15,
истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колесно-лыжным шасси для
базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полете
стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25,
истребитель Су-27 (истребитель 4 поколения, до сих пор находятся на
вооружении российских ВВС). Был также разработан ряд не реализованных
проектов, например Су-13. Под руководством П. О. Сухого разработано более 50
конструкций самолетов, из которых 30 были запущены в производство. Скончался Павел Осипович Сухой 15
сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Самолеты ОКБ П. О.Сухого получили
всемирное признание. Последняя боевая машина АООТ – многофункциональный
Су-30МК истребитель поколения «4++» по маневренности и комплексу вооружения
является одним из лучших в мире. За выдающиеся работы в области
авиационной науки и техники П. О. Сухой награжден золотой медалью им.
Академика А. Н. Туполева (1975). В 1955 г. за самолеты Су-7Б и Су-9 присвоено
звание Героя Социалистического Труда. В 1965 г. к 70-летию награжден второй
золотой звездой Героя Социалистического Труда. В 1965 г. награжден второй
золотой медалью «Серп и Молот». Кавалер трех орденов Ленина (1945, 1957,
1975), орденом Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени (1938),
Красной Звезды (1933), Знак Почета (1936). Сталинская премия (за создание
штурмовика Су-6), Ленинская премия (1968), Государственная премия СССР (1975
– посмертно). В 2004 г. именем П. О. Сухого
названа улица в Москве; его имя присвоено Гомельскому государственному
техническому университету (ГГТУ). В школе № 1 города Глубокое в 1985 г.
создан музей П. О.Сухого. В 1977 г. в Гомеле был открыт памятник
П. О. Сухому. В 1987 г. именем П. О. Сухого названа одна
из улиц Витебска. Источники 1.
Баландзін, Канстанцін Іванавіч (кандыдат гістарычных навук ; нар.
1946). Зоркі беларускай тэхнічнай навукі [Павел Сухі] : вучэбна-метадычны дапаможнік па курсу "Гісторыя і культура Беларусі" /
Беларус. дзярж. палітэхн. акад., Каф. гісторыі, сусвет.
і айчын. культуры, Т-ва беларус. мовы. - Мінск : БДПА, 1996. - 27 с. - Бібліягр.: с. 26. 2.
Кемколидзе, М. П.
Квантовый возраст [П. О. Сухой] / М. П. Кемколидзе. – Москва : Наука, 1989. 3.
Кузьмина, Лидия Михайловна (историк). 4.
Кузьмина, Лидия Михайловна (историк). 5.
Ларионов, Владимир Семенович (краевед ; род. 1952). 6.
Марціновіч, Алесь (нар. 1946). 7.
Пономарев, А. И.
Советские авиационные конструкторы [П. О. Сухой] / А. И. Пономарев – Москва :
Воен. изд-во, 1990. 8.
Проклов, Владимир.
Несостоявшиеся перехватчики ОКБ П. О. Сухого / Владимир Проклов
// Авиация и космонавтика. - 2017. - № 12. - С. 28-33. 9.
Проклов, Владимир.
П. О. Сухой – к 120-летию со дня рождения [Павел Осипович Сухой, выдающийся
советский авиационный конструктор, 23 (10 июля 1895-15 сентября 1975),
родился в местечке Глубокое Виленской губернии (г. Глубокое Витебской
области] / В. Проклов // Авиация и космонавтика. – 2015. - № 7. – С. 2-10. 10.
Сухі Павел Восіпавіч // Беларуская энцыклапедыя : у 18 т. - Мінск, 2002.
– Т. 15 : Следавікі – Трыо. – С. 297. 11.
Сухой Павел
Осипович // Большая Советская энциклопедия. – 3-е изд. - Москва, 1976. – Т.
25. : Струнино-Тихорецк. – С. 102-103. 12.
Топчеев, Е. И.
Генеральный конструктор Павел Осипович Сухой / Е. И. Топчеев // История науки
и техники. – 2002. - № 12. - С. 2-18. 13. Шавров, В. Б. История
конструкций самолетов в СССР до 1938 г. [П. О. Сухой] / В. Б. Шавров. - 2-е
изд. – Москва : Машиностроение, 1978. |
||
|
|