Республиканская научно-техническая библиотека

 

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\TITBD.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\to_glav1.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\to_spis1.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\a_plus2.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\a_minus2.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\1n.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\3n.gif

Сухой Павел Осипович

Описание: 92

(1895 – 1975)

 

Доктор технических наук (1940), ученый и авиаконструктор, создатель сверхзвуковых самолетов.

 

Описание: СухойПавел Осипович Сухой родился 10 (22) июля 1895 г. в селе Глубоком Виленской губернии. Теперь Глубокое – районный центр Витебской области Беларуси. С 1905 г. по 1914 г. учился в Гомельской гимназии.

В 1914 г. поступил вольнослушателем на механико-математический факультет МГУ, где слушал лекции по механике полета профессора Н. Е. Жуковского. В 1915 г. он становится студентом Императорского училища.

Одновременно с учебой  приступает к разработке конструкции самолета, знакомится с летчиками и восторженно слушает их рассказы о полетах.

В 1916-1918 гг. П. О. Сухой прошел путь от юнкера до подпоручика, некоторое время служил на Северо-Западном фронте.

В 1918-1930 гг. он работал преподавателем математики в школах Лунинца и Гомеля.

В 1921 г. П. О. Сухой приступает к учебе в МВТУ. В 1924 г., еще до окончания МВТУ, он поступил чертежником в Центральный аэрогидродинамический институт им. Н. Б. Жуковского (ЦАГИ) для того, чтобы получить опыт выполнения чертежей отдельных частей конструкции  самолета, определения допусков и составления технологических пояснений, выносимых на сборочные чертежи. Из большого числа техников и чертежников А. Н. Туполев выделил П. О. Сухого и стал руководителем его дипломного проекта: «Одноместный истребитель с мотором 300 л.с.». За четкий доклад и продуманные ответы дипломный проект заслужил отличной оценки.

По окончании вуза  стал работать инженером-конструктором в ЦАГИ. Осенью 1925 г., недавно назначенному молодому начальнику конструкторской бригады П. О.Сухому, поручается проектирование цельнометаллического истребителя, способного развивать высокую скорость и обладающего мощным пулеметным вооружением. Собранный самолет, названный И-4(АНТ-5) успешно прошел летные испытания, начавшиеся летом 1927 г. Достигнутые летные характеристики И-4 были намного выше, чем у лучших зарубежных истребителей. С тех пор каждый новый самолет, созданный П. О. Сухим, всегда обладал летно-техническими характеристиками, превышающими самые лучшие достижения военных самолетов в мире.

В 20-30 гг. П. О. Сухим, под общим руководством А. Н. Туполева, были разработаны истребители И-4 (1926-1927), И-14 (1932-1934). Он сконструировал самолет РД (АНТ-25), на котором советские летчики совершили в 1938 г. беспосадочные полеты из Москвы через Северный полюс в США., и «Родина» (АНТ-37). На этой машине советские летчицы В. С. Гризодубова, П. Д. Осипенко и М. М. Раскова установили в 1938 г. женский международный рекорд дальности полета. В 1937-1939 гг. П. О. Сухой участвовал в создании боевого многоцелевого самолета Су-2. Во время Великой Отечественной войны 893 такие машины вели воздушные бои с противником.

В 1939 – 1940 гг. П. О. Сухой работал главным конструктором на заводе в Харькове.

В 1940-1949гг. - главный конструктор КБ, базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно директор этих заводов. В 1942-1943 гг. под его руководством создан бронированный штурмовик Су-6.

В 1949-1953 гг. – снова заместитель главного конструктора в КБ А. Н. Туполева.

В 1953 г. – возглавил ОКБ-1 в качестве генерального конструктора, в 1954-1975 гг. – главный генеральный конструктор завода №51 в Москве.

В послевоенные годы П. О. Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. После создания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полета, вдвое превысившей скорость звука. Истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колесно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полете стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 (истребитель 4 поколения, до сих пор находятся на вооружении российских ВВС). Был также разработан ряд не реализованных проектов, например Су-13. Под руководством П. О. Сухого разработано более 50 конструкций самолетов, из которых 30 были запущены в производство.

Скончался Павел Осипович Сухой 15 сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Самолеты ОКБ П. О.Сухого получили всемирное признание. Последняя боевая машина АООТ – многофункциональный Су-30МК истребитель поколения «4++» по маневренности и комплексу вооружения является одним из лучших в мире.

За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники П. О. Сухой награжден золотой медалью им. Академика А. Н. Туполева (1975). В 1955 г. за самолеты Су-7Б и Су-9 присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1965 г. к 70-летию награжден второй золотой звездой Героя Социалистического Труда. В 1965 г. награжден второй золотой медалью «Серп и Молот». Кавалер трех орденов Ленина (1945, 1957, 1975), орденом Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени (1938), Красной Звезды (1933), Знак Почета (1936).

Сталинская премия (за создание штурмовика Су-6), Ленинская премия (1968), Государственная премия СССР (1975 – посмертно).

В 2004 г. именем П. О. Сухого названа улица в Москве; его имя присвоено Гомельскому государственному техническому университету (ГГТУ). В школе № 1 города Глубокое в 1985 г. создан музей П. О.Сухого. В 1977 г. в Гомеле был открыт памятник П. О. Сухому. В 1987 г. именем П. О. Сухого названа одна из улиц Витебска.

 

Источники

 

1.     Баландзін, Канстанцін Іванавіч (кандыдат гістарычных навук ; нар. 1946). Зоркі беларускай тэхнічнай навукі [Павел Сухі] : вучэбна-метадычны дапаможнік па курсу "Гісторыя і культура Беларусі" / Беларус. дзярж. палітэхн. акад., Каф. гісторыі, сусвет. і айчын. культуры, Т-ва беларус. мовы. - Мінск : БДПА, 1996. - 27 с. - Бібліягр.: с. 26.

2.     Кемколидзе, М. П. Квантовый возраст [П. О. Сухой] / М. П. Кемколидзе. – Москва : Наука, 1989.

3.     Кузьмина, Лидия Михайловна (историк).
Генеральный конструктор Павел Сухой
: (страницы жизни) / Л. Кузьмина ; [предисл. Г. Сивкова]. - Минск : Беларусь, 1985.- 238, [1] с., [16] л. ил. 

4.     Кузьмина, Лидия Михайловна (историк).
Павел Сухой и его крылатые шедевры / Лидия Кузьмина ; [предисл. Е. Марчукова ; послесловие М. Симонова]. - Минск : Беларусь, 2010. - 383, [8] с. : ил.

5.     Ларионов, Владимир Семенович (краевед ; род. 1952).
Мы отковали пламенные крылья : вклад уроженцев Гомельщины в космонавтику : к 50-летию полета в космос Ю. А. Гагарина [Павел Сухой] / В. С. Ларионов. - Гомель : Барк, 2011. - 51 с. : ил. - Библиогр.: с. 48-50 (44 назв.).

6.     Марціновіч, Алесь (нар. 1946).
Сполахі далекіх зарніц : гісторыя ў асобах [
Павел Сухі] : эсэ, нарысы / Алесь Марціновіч. - Мінск : Мастац. літ., 2005. - 332, [2] с., [8] л. iл.  

7.     Пономарев, А. И. Советские авиационные конструкторы [П. О. Сухой] / А. И. Пономарев – Москва : Воен. изд-во, 1990.

8.     Проклов, Владимир. Несостоявшиеся перехватчики ОКБ П. О. Сухого / Владимир Проклов // Авиация и космонавтика. - 2017. - № 12. - С. 28-33.

9.     Проклов, Владимир. П. О. Сухой – к 120-летию со дня рождения [Павел Осипович Сухой, выдающийся советский авиационный конструктор, 23 (10 июля 1895-15 сентября 1975), родился в местечке Глубокое Виленской губернии (г. Глубокое Витебской области] / В. Проклов // Авиация и космонавтика. – 2015. - № 7. – С. 2-10.

10.    Сухі Павел Восіпавіч // Беларуская энцыклапедыя : у 18 т. - Мінск, 2002. – Т. 15 : Следавікі – Трыо. – С. 297.

11.    Сухой Павел Осипович // Большая Советская энциклопедия. – 3-е изд. - Москва, 1976. – Т. 25. : Струнино-Тихорецк. – С. 102-103.

12.     Топчеев, Е. И. Генеральный конструктор Павел Осипович Сухой / Е. И. Топчеев // История науки и техники. – 2002. - № 12. - С. 2-18.

13.     Шавров, В. Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. [П. О. Сухой] / В. Б. Шавров. - 2-е изд. – Москва : Машиностроение, 1978.

 

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\7n.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\9n.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\r_end1.gif