Республиканская научно-техническая библиотека

 

 

 

 

Судзиловский Николай Константинович

(1850 - 1930)

 

Ученый-естествоиспытатель, доктор медицины, философ, публицист, путешественник, этнограф, географ, химик, биолог, генетик, энтомолог, агроном, деятель общественно-политического движения.

 

Николай Константинович Судзиловский (Николас Руссель) родился 3 (15) декабря 1850 года в Могилеве в семье польского дворянина, коллежского асессора и секретаря Могилёвской палаты гражданского и уголовного суда Константина Владимировича Судзиловского, землевладельца, которому принадлежали имение Судзилы под Могилевом и деревенька Фастово в Мстиславском уезде, практически не приносящие дохода. При скудном чиновничьем жаловании достатка в семье не было, что, однако, не помешало родителям дать образование всем восьмерым детям.

Старший из восьми детей, Николай с малых лет помогал матери по хозяйству – денег на прислугу не было. Однако семья разорилась и вынуждена была перебраться в поместье родственников, расположенное возле г. Новоузенска в Саратовской губернии.

Николай успевал помогать и отцу в его секретарской работе в суде. В 1864 году молодой Судзиловский стал свидетелем жесткого подавления национально-освободительного восстания под руководством Кастуся Калиновского генерал-губернатором М.Н. Муравьёвым. Сама жизнь и профессиональная деятельность отца с юности ставили перед ним вопрос, в каком обществе он живет, почему оно столь несправедливо устроено и что можно сделать, чтобы его изменить. Впоследствии впечатления юности и определили его отношение к действовавшим в то время властям и порядкам.

Вернувшись на родину из Саратовской губернии, в 1865 году Николай поступил в Могилёвскую мужскую гимназию, выпускники которой получали общее образование, а также подготовку для поступления в университет. Три младших брата и четыре сестры смотрели на Николая как на главную надежду семьи: мальчик любил науки и ночами просиживал за учебниками.

Но отзвуки восстания под руководством Калиновского не обошли стороной Могилёвскую гимназию. За участие в волнениях часть учителей была уволена, а некоторые были арестованы. Взрослея, Судзиловский все чаще задумывался над понятиями «суд» и «справедливость» –  ведь это совпадало далеко не всегда. К такому выводу он стал приходить, читая произведения своих «подлинных учителей» – так он называл Чернышевского, Добролюбова, Писарева и Герцена. Его привлекали идеи народовольчества. Вероятно, с того юного возраста идеалы борьбы за народное благо, которым он всегда оставался верен, стали смыслом всей его жизни. Чувство повышенной личной ответственности за судьбы окружающих людей, за судьбу и процветание своего Отечества изначально было привито ему отцом и не ушло вплоть до самой смерти.

Это и подтолкнуло молодого человека после окончания с отличием Могилёвской гимназии в 1868 году по стопам отца поступить на самый популярный в то время юридический факультет императорского Санкт-Петербургского университета, где он вскоре сблизился с революционными студенческими кружками.

Обучаясь премудростям правовых норм, Судзиловский активно продолжал интересоваться работами Герцена и Чернышевского, знакомился с представителями тайных обществ и движений, сблизился с революционными студенческими кружками. Еще до окончания университета он осознал истинную суть государственного строя в Российской Империи и рано пришел к выводу, что Россия — «тюрьма народов», а российские высшие учебные заведения являются «орудиями полицейской муштровки» и решил посвятить себя борьбе за права студенчества.

В 1868 году, когда Судзиловский только надел форменную университетскую тужурку, учащаяся молодежь Петербурга возмутилась появлением новых правил, изданных III Отделением – так называемой «охранкой». Студентов ставили под усиленный контроль и надзор со стороны полиции. И первокурсник Судзиловский быстро стал «своим» среди главных студенческих авторитетов Петербурга: вместе со старшекурсниками и выпускниками организовывал сходки, участвовал в составлении письменных требований к правительству… Очевидно, уже в те ранние годы у него проявился недюжинный талант оратора, способного увлечь за собой многих. После усмирения волнений Судзиловский, как активный их участник, был отчислен с курса.

Это было не исключение – формально можно было продолжить учебу в другом месте, что не особенно расстроило Судзиловского. К тому времени он разочаровался в юриспруденции, а более всего тогда его интересовала медицина.

Единственным университетом, в который ему разрешили перевестись, был Киевский, который был известен почти европейской демократичностью. Он подал заявление о переводе на медицинский факультет университета, связав себя до конца дней с медициной и став выдающимся ученым в своей области. Любой врач знает об открытых им так называемых «тельцах Русселя» (круглые, различной величины гиалиновые тельца, нередко обнаруживаемые при воспалительных процессах в слизистой оболочке желудка, кишечника, мочевого пузыря и др.; названы по автору, впервые их описавшему). Он словно предчувствовал, что ему очень пригодится профессия, которая востребована в любой точке света, при любом режиме, независимо от личных убеждений. Судзиловский твердо решил доучиться до конца, но при этом так и не смог стать послушным воле начальства.

Весной 1873 года с группой единомышленников Судзиловский отправился в Цюрих с целью организовать поездку в Северную Америку для создания там коммун. Вскоре отсутствие средств вынудило группу вернуться в Россию. В сентябре 1873 года он вернулся в Киев и встал во главе революционного кружка – «Киевской коммуны», одного из первых в России студенческих объединений социалистического толка, где они находили себе единомышленников и друзей. Именно здесь, среди «коммунаров», Судзиловский обрел свою первую сильную привязанность – гражданскую жену Любовь Федоровну Савич. Девушка была на два года моложе своего избранника, и она, конечно, слушала его речи с восхищением и несколько лет сопровождала в скитаниях «по Европам»…

"Киевская коммуна", пожалуй, была самой сильной народнической организацией того времени. В ней жили и учились революционному ремеслу, постигали шифровальное и "взрывное" дело. "Коммунары" брались и за социальные проекты. Например, в селе Горяны Полоцкого уезда Витебской губернии организовали ферму-школу. Но полиция шла по пятам, и «коммунарам» приходилось осваивать премудрости конспирации.

В феврале 1874 года по доносу в квартире Судзиловского провели обыск, но его не оказалось дома, что и спасло юного революционера. Он успел ухать, а медицинский факультет в Киеве так и не был закончен.

Сначала Судзиловский поселился в Ананьевском уезде Херсонской губернии с целью обучения народных масс знаниям, а также пропаганды среди крестьян и распространения запрещенной литературы, откуда уехал в начале марта 1874 года.

От чтения эмигрантской литературы и мечтаний о борьбе с деспотизмом молодые люди решили перейти к делу. Идеалистичный юноша участвовал в «хождении в народ» в городе Покровске (ныне г. Энгельс) Саратовской губернии, устроился путевым обходчиком на железнодорожную станцию и распространял среди железнодорожных рабочих произведения Карла Маркса «Гражданская война во Франции» и «Капитал». Регулярно проводил беседы с рабочими, рассказывал им о восстании декабристов, об антиправительственных кружках Герцена и Петрашевского. В итоге его выгнали с работы.

просветительством и агитацией он не ограничился – у него был слишком бурный темперамент. «Вероятнее всего, судьба привела бы его в ряды бомбистов, тем более, что он отлично разбирался в химии и взрывчатых веществах, — писал Борис Акунин о Судзиловском в своей книге „Настоящая принцесса и другие сюжеты“. — Кончилось бы все сибирскими рудниками, а то и виселицей, но молодому человеку, можно сказать, повезло. Он устроился фельдшером в тюрьму…».  Судзиловский переехал к брату в г. Николаевск Херсонской губернии (ныне г. Пугачев Саратовской области) и устроился фельдшером в тюремную больницу. Принявший его на работу доктор А.А. Кадьян, в будущем многолетний лечащий врач семьи Ульяновых, сам являлся умеренным революционером-народником.

Конечно же, Судзиловский не мог смотреть спокойно, как томятся в застенках его единомышленники – политические заключенные. Он подготовил их побег – в чай надзирателям и охране было всыпано снотворное. Неожиданно уголовники, увидев как «политические» покидают казематы, подняли шум. Разумеется, в планы Судзиловского не входило выпускать на волю сотни насильников, убийц и воров. Спящие стражи проснулись, открыли огонь и побег провалился.

В суматохе Судзиловский ухитрился ускользнуть. Но отныне он – государственный преступник. На него началась настоящая охота. В полицейской ориентировке, где его фамилия значилась под № 10, было указано: «Разыскивается опасный государственный преступник. Бывший студент Киевского университета, сын отставного чиновника губернского города Могилёва. Лет 25, рост немного ниже среднего, волосы русые, лицо чистое, нос довольно большой, борода небольшая, редкая. Одевается неряшливо, по костюму похож на мастерового».

До конца жизни Судзиловский входил в число самых разыскиваемых государственных преступников Российской империи, хотя он стал мигрантом в возрасте 25 лет и больше никогда не возвращался на родину. Надеялся, что покидает на время, оказалось — навсегда.

Жизнь в подполье длилась несколько месяцев. Скрывшись под видом и именем немца-колониста, плохо знающего русский язык, через Нижний Новгород, где едва не был арестован, затем через Москву и Одессу в 1875 году Судзиловский бежал за границу. Приметы Судзиловского в списке 53 государственных преступников были разосланы по всем жандармским управлениям России.

В этом же году в Женеве он обвенчался с Любовью Федоровной Савич. Позже молодая семья переехала в Лондон. Новоявленный эмигрант устроился работать в госпитале Сент-Джордж у профессора Холмса, где изучал новый антисептический метод обеззараживания операционного поля и рук хирурга.

Поначалу в равнодушной Европе пришлось несладко, но деятельный характер скучать не позволил. Митинги, собрания, встречи следовали непрерывной чередой. Его пребывание в Лондоне запомнилось выступлением на собрании эмигрантской организации «Люд польский», посвященной восстанию Калиновского. «Польская революция была революцией шляхты, а не народа, в этом причина ее неудачи… Путь социальной революции есть единственный путь для польского народа», — сказал молодой Судзиловский участникам собрания, среди которых были К. Маркс и Ф. Энгельс. Он начал помогать им выпускать газету, обсуждая идеи всеобщего освобождения труда. Но увлекшись марксистской экономической теорией в ранней молодости, обнаружил ряд противоречий и после встречи с К. Марксом стал более сдержанно относиться к учению марксизма. Вместо идеи социалистической революции по всей Европе выдвинул идею создания Соединенных Штатов Европы (сегодня Европейский Союз многие так и называют).

Однако жизнь в Лондоне быстро наскучила – слишком далеко от родины и слишком мало революции. Свои впечатления от Англии он выразил в одной фразе: "Из всех больших городов мира более всего одиноким чувствуешь себя в Лондоне".

Судзиловский собрал чемоданы и переехал в Швейцарию. В Женеве начал сотрудничество с эмигрантскими газетами, издал сборник революционных песен. Позже Судзиловский переехал в Бухарест. В поездке его сопровождала жена, которая все больше не одобряла опасную деятельность "смутьяна". Несмотря на революционную активность, образование необходимо было завершить, и он зачислился на пятый курс медицинского факультета Бухарестского университета.

В 1876 году эмигрантские круги привлекли его к подготовке антитурецкого национально-освободительного Апрельского восстания против османского владычества в Болгарии. Его дом стал центром подготовки, через который шли поставки оружия и боеприпасов из разных стран. Тогда-то Судзиловский и взял себе конспиративный псевдоним Николас Руссель, что в переводе с румынского означает "русский", который со временем стал его новым именем.

Жестокое подавление восстания стало одной из причин русско-турецкой войны (Балканская война 1877—1878 гг.), где Руссель вел революционную пропаганду в русских войсках. После окончания войны, отметившись в Болгарии и Греции, он возвратился в Румынию.

Параллельно с революционной деятельностью Судзиловский продолжал заниматься медициной и в возрасте 27 лет в 1877 году защитил в Бухарестском университете диссертацию под названием «Об антисептических методах, применяемых в хирургии», что было новым словом в мировой врачебной практике того времени, так он стал медиком официально. Позднее – директором и главным врачом крупнейшего госпиталя в Бухаресте.

На докторском дипломе впервые появилась двойная фамилия (С.-Руссель). Это было вызвано тем, что Россия включилась в войну против Турции и по территории Румынии проходили русские войска, а Судзиловский по-прежнему находился в списке особо опасных государственных преступников в России.

Он активно сочетал врачебную практику с революционной деятельностью. В 1877 году румынские власти наградили Николаса Русселя золотой медалью за лечение русских и болгарских солдат, доставленных в Румынию с полей сражений русско-турецкой войны, а за политическую деятельность двумя годами позже выслали в провинцию, в Яссы, за организацию гражданских похорон румынского революционера Зубку-Кодряна. В Яссах он вступил в социалистический кружок и стал идеологом и одним из редакторов социалистической газеты "Бессарабия". Его революционная сущность не менялась — он написал политический памфлет, виртуозно замаскированный под научный трактат.

В марте 1881 года осмелевший Судзиловский готовился провести в Яссах манифестацию —  революционеры всей Европы готовились отметить 10-летие Парижской коммуны. Полиция была начеку, и о легальной сходке не могло быть и речи. Против акции выступал русский консул. А 13 марта в России в результате теракта погиб император Александр II – и это также был повод для собрания русских эмигрантов-революционеров, якобы скорбевших по императору. «Радостную» весть решили отметить, соблюдая конспирацию, но с размахом. В финале «дружеского вечера» над трактиром взвился красный флаг, снимать который пришли жандармы.

В итоге румынское правительство приняло решение депортировать Судзиловского за нарушение общественного порядка за пределы Румынии –  руки царской охранки дотянулись и в Румынию. Судзиловскому припомнили подготовку побега политзаключенных в Николаеве, отправку из Лондона нелегальной марксистской литературы российским подпольщикам, болгарские дела, подготовку к убийству императора Александра II. Обвинений было множество…

После месячного заключения пять русских эмигрантов во главе с Судзиловским депортировали под охраной на французском пароходе в Константинополь, где их должны были выдать царским властям для дальнейшего ареста, суда и ссылки. Но капитан парохода, после долгой и увлекательной беседы с Судзиловским, который применил весь свой шарм и дипломатическое убеждение, высадил на берег арестанта, переодетого в …капитанский мундир. Судзиловский неузнанным исчез в порту, где его уже поджидали жандармы.

Начались странствия Николаса Русселя по Европе – Турция, Болгария, Греция, Франция, Бельгия… Он разъезжал по Европе, сочетая научные исследования с революционной деятельностью, работал в группе "Освобождение труда", но полностью с народничеством не порывал.

1883-й для Судзиловского – год потерь: жена с дочерьми Верой и Марией оставили его и возвратились в Россию, не выдержав жизненных перепутий, умер горячо любимый отец, родное имение разорено, революционное движение в Европе затухает.

Переезжая из одного города Европы в другой, он впал в сильную депрессию. В Швейцарии познакомился с Леокадией Викентьевной Шебеко, получившей степень доктора медицины Бернского университета, близкой родственницей известных чиновников российской империи. В 1877 году она отправилась на Балканскую войну. Стала первой-женщиной врачом в Болгарии, в Пловдиве вела частную практику врача-гинеколога.  Получила широкую известность благодаря проведению сложных хирургических операций. В 1887 году вместе с Судзиловским покинула Болгарию. Она порвала со своей семьей, чтобы разделить судьбу политэмигранта.

Из депрессии Судзиловский вышел в 1887 году после переезда в США по приглашению брата. В Нью-Йорке прожил год, затем переехал в Сан-Франциско, где открыл собственную клинику и женился на Леокадии Шебеко, которая потом многие годы была его спутницей и верной помощницей.

В Сан-Франциско его встретили как вновь прибывшее европейское медицинское светило: здесь его труды по хирургии были переведены и применялись на практике. Благодаря своим медицинским знаниям и навыкам он быстро стал самым высокооплачиваемым частным практикующим врачом и жил полноценной жизнью. Судзиловский был самым популярным доктором в городе, у него лечился и русский консул в Сан-Франциско. По предложению консула в 1889 году Судзиловский обратился в Санкт-Петербург с просьбой вернуть ему русское подданство. "На эту просьбу, - вспоминал он позже, - я получил ответ, что по какому-то манифесту амнистии подлежат те из политических эмигрантов, которые выразили раскаяние, а так как в моем прошении никакого раскаяния не было, то в выдаче мне паспорта отказать".

К 1891 году Судзиловские получили американские паспорта. Теперь уже американский паспорт выдали Николасу Русселю. Тем не менее, о своей новой родине врач-революционер отзывался крайне скептически – на родине капитализма «народнику» было тяжело. В своих письмах он неоднократно обвинял США в ханжестве, жестокости, лицемерии, вещизме, притеснении рабочих и неутолимой жажде наживы.  В публицистических статьях он едко отзывался о скрытой за парадной вывеской сути общественного устройства.

 «Вся ваша демократия — грошовая, толщиной в миллиметр», — написал Судзиловский, обращаясь к кандидату в президенты США, демократу Уильямсу Брайану. «Штаты представляют государство, основанное на крайнем индивидуализме, — писал он в репортаже "По Калифорнии", который сан-францисские газеты отказались печатать, — …Они — центр мира, и мир, и человечество существуют для них лишь настолько, насколько они необходимы для их личного удовольствия и удовлетворения… Опираясь на всемогущество своих капиталов, как грецкая губка, как раковая опухоль, всасывают они в себя все жизненные соки из окружающей жизни без пощады». «Америка — это не более чем англо-саксонская смесь неудовлетворенной жадности, крайней жестокости и лицемерного раболепия», — писал он.

В Сан-Франциско Судзиловский стал вице-президентом Греко-русско-славянского общества, участвовал в работе русского общества самообразования, активно занимался публицистикой: “О роли православной церкви в России", "В океанской деревне", "Письмо из Америки" и др.

И здесь Судзиловский надолго не задержался. На этот раз он попал в опалу не за свою политическую активность, а из-за скандала, связанного с православной церковью: 1890 год ознаменовался крупным конфликтом между Судзиловским и епископом Алеутским и Аляскинским Владимиром (Соколовским-Автономовым). Судзиловский начал настоящую кампанию его травли, обвиняя церковного иерарха в педофилии и растрате казенных средств. В ответ епископ предал эмигранта анафеме и запретил прихожанам лечиться у него. Судзиловский подал иск в суд. Разразился грандиозный скандал, в дело вмешался Председатель святейшего Синода К.П. Победоносцев, который вынужден был лично просить Судзиловского прекратить иск против ретивого епископа, нанесшего анафемой материальный ущерб врачу. В итоге 8 июня 1891 года епископ Владимир был переведен из Сан-Франциско в Воронеж. Впрочем, длительная тяжба поставила крест и на американском житье-бытье Судзиловского. Буйный нрав могилёвского шляхтича привёл к расколу местной русской общины.

Окончательно разочаровавшись в США, он устроился судовым врачом на пароход, курсировавший между Сан-Франциско и Гавайскими островами. Таким образом Судзиловский хотел сменить образ жизни. Но эта отдаленная американская провинция настолько понравилась ему, что в 1892 году Судзиловский снова собрал чемоданы, и семья переселилась на Оаху, самый цивилизованный и густонаселенный из Гавайских островов.  Здесь все показалось доктору раем на Земле: практически круглогодичное лето, великолепная природа и теплый океан…Он полюбил природу, климат, животных, аборигенов. “На земном шаре, — писал Судзиловский в русском журнале «Книжки недели», — вряд ли отыщется другой такой благодатный уголок, как Гавайские острова...Это тропическая страна без всяких неудобств тропических стран… Здесь нет каких бы то ни было крупных хищных зверей, змей и пресмыкающихся вообще. При таких условиях по всем оврагам, лесам и трущобам можно прогуливаться с такой же безопасностью, как по собственному саду".

Возле потухшего вулкана Судзиловские арендовали участок земли размером 160 акров и построили дом. Судзиловский продолжал врачебную практику, которая, однако, не приносила достаточного дохода. Тогда на арендованной земле он стал выращивать наиболее востребованную культуру — кофе, для культивации которого пригласил эмигрантов из России и выделил им от 50 до 200 акров земли. Из разных концов Российской империи на Гавайи переселились около 60 семей.

Он возглавил местную ассоциацию производителей кофе и постепенно превратил свою плантацию в экспериментальную станцию, где занимался выращиванием бананов, ананасов и лимонов, а также картошки, репы, брюквы, прихваченных с собой из русской колонии в Сан-Франциско.

«Повсюду, куда бы ни забросила судьба Русселя, он приспосабливался к месту и условиям, быстро осваивал язык этой страны и проникался ее интересами и нуждами», — писал о Судзиловском его близкий друг Лев Дейч в своей книге «Шестнадцать лет в Сибири».

В это время Судзиловский много писал в русские журналы и как ученый изучал флору, фауну, геологию островов.

Его посещают иностранные путешественники, приезжает известный русский врач Сергей Сергеевич Боткин, рядом купил дом и поселился Ллойд Осборн, пасынок знаменитого романиста Р. Стивенсона, тоже писатель.

Как известно, к тому времени Россия уже продала Аляску и Алеутские острова Америке. Русские поселенцы в тех северных краях оказались фактически на чужбине: их без спроса и ведома лишили Отечества. И если раньше русским людям мысль о принадлежности к империи помогала выжить в столь суровых условиях, то теперь в поселениях Русской Америки воцарилось уныние.

А Гавайи того времени были просто раем на земле. Земля давала по два-три урожая в год, климат позволял не заботиться о теплом жилье и мехах. И Судзиловский задумал грандиозный план: переселить русских с Аляски и Алеутов на Гавайские острова, воплотить здесь идеи народовольцев о всеобщем равенстве, справедливости и счастье. Он даже написал несколько статей для русских журналов, где расписывал все прелести неведомых в России островов, в буквальном смысле заманивая соотечественников в эту «землю обетованную». До середины XX века почти научные описания флоры и фауны Гавайских островов на русском языке основывались именно на работах Судзиловского.

А между тем судьба готовила для Николая Константиновича новый взлет и новые испытания.

Параллельно Судзиловский продолжал врачебную практику и получил от местных жителей-канаков (коренных жителей Гавайев) почетное имя Каука Лукини — «добрый доктор» (по другим источникам фраза переводится как «русский доктор»). Он быстро завоевал доверие туземцев, начал пользоваться в их среде огромным авторитетом: учил население, как выживать, вести хозяйство, бесплатно оказывал туземцам не только медицинскую, но и юридическую помощь — разбирался в их спорах и распрях, был как бы мировым судьей.

В конце XIX века Гавайи юридически были независимым королевством, фактически это была колония США. Коренных гавайцев — не более половины всех жителей, остальные — американцы, англичане, французы, немцы, но особенно много было японцев и китайцев. Именно они вместе с гавайцами представляли главную рабочую силу на сахарных плантациях, на сборе бананов и тыквы, на рыболовных промыслах. Там царило реальное рабство. Население вымирало от эпидемий. Экономика была в упадке. Последняя гавайская королева Лилиуокалани попыталась избавиться от опеки США, но была низвергнута.

Устройство жизни на Гавайях во многом казалось Судзиловскому несправедливым. Откровенная эксплуатация американцами коренного населения возмущала доктора. Вскоре он начал создавать из местных жителей некое подобие революционных кружков, на заседаниях которых по памяти, своими словами пересказывал целые главы из книг К. Маркса и статьи русских революционеров-народников. Со временем это вылилось в создание партии «независимых», выступавших за независимость островов от США, реформу налогообложения и здравоохранения.

В 1900 году президент США Уильям Маккинли подписал «Акт о предоставлении правительства Территории Гавайи», в соответствии с которым создавались: институт Губернатора Территории, назначаемого действующим президентом США; Верховный суд; двухпалатный Законодательный орган Территории из избираемых Палаты представителей и Сената. Согласно решению президента США, в 1900 г. на Гавайских островах, была проведена административная реформа и появился двухпалатный парламент.

Когда в 1892 году американцы решили создать на Гавайских островах республику и по своему образцу создали там демократическую и республиканскую партии, Судзиловский создал партию «независимых», выступающую против засилья американцев.

«Чтобы получить голоса местных жителей, мы произносили пламенные речи против господства плантаторов, миссионеров и других белых врагов Гавайских островов, — писал Руссель в письме своему другу в 1900 г. — Результаты превзошли все наши ожидания. Мы разгромили демократов и республиканцев. Я был указан в избирательном бюллетене под именем Каука Лукини...».

«Независимые» во главе с Судзиловским вступили в предвыборную борьбу и во многом добились крупного успеха – сначала Судзиловский стал сенатором (1900 г.), а в 1901 г. – первым президентом Сената, то есть главой парламента Гавайев. (Во многих источниках его называют «президентом Гавайев», что не соответствует действительности.)

Будучи спикером гавайского парламента, Судзиловский намеревался провести на островах поистине революционные преобразования: законопроекты были направлены против спаивания туземцев, антисанитарии, против разбойничьей налоговой системы. Предполагалось отменить смертную казнь, ввести бесплатное среднее образование, намечалось открытие консерватории. На Гавайях сразу было отменено рабство, началось строительство больниц и школ, коренные жители получили политические права и свободы, страна взяла курс на полную независимость от США.

Масштабные изменения затрагивали интересы местных землевладельцев и колонизаторов, и в парламенте завязалась серьезная подковерная борьба. Началось время бурных реформ, тревог, интриг и предательств, которые Судзиловский переживал очень болезненно.

Он был хорош как врач, как оратор, как ученый и вообще, как сильная личность, привлекающая к себе симпатии порядочных людей, но так и не обучился интригам, лицемерному заигрыванию с власть имущими и тому, что именуют дипломатией. Поэтому просто «проморгал» готовящийся против него государственный переворот. Будучи сам человеком искренним и честным, он не мог ожидать предательства от друзей по своей партии. Когда в очередной раз его сторонники (канаки), получив взятки, проголосовали против его законопроекта, который мог бы улучшить жизнь самим канакам, Судзиловский не выдержал и подал в отставку после предательства своими же сторонниками в 1902 году. Президентом гавайского сената он пробыл всего один год — с 1901-го по 1902-й.

Между тем, в Гонолулу на официальном сайте штата Гавайи по сей день значится имя Николаса Русселя как первого президента независимого сената архипелага.

Все это время он внимательно следил за событиями на просторах Российской империи, получал письма от знакомых и родных из Николаевска и Самары, переписывался с давним приятелем, врачом Кадьяном, для которого революционная идея также затмила другие радости в жизни. Утратив руководящий портфель на Гавайях, Судзиловский больше не захотел возвращаться к фермерским делам и заботам. Грязные политические игры вогнали его в глубокую депрессию.

Он разлюбил острова и снова принялся за борьбу с самодержавием. Сделал резкий поворот в судьбе и отправился на Филиппины, затем его очередным пристанищем стал Китай, что дало ему возможность постоянно поддерживать связь с Россией.

В 1904 году Судзиловский поселился в Шанхае и опять «взялся за старое» – начал вынашивать планы вторжения в Россию вооруженного отряда революционеров-эмигрантов, которые должны были освободить политкаторжан в Сибири. Русские эмигранты ответили ему отказом.

С началом русско-японской войны 1904–1905 гг. Судзиловский уехал в Японию и вёл активную социалистическую пропаганду среди русских военнопленных, сочетая это с их лечением, издавал газету «Россия и Япония». Все свои гавайские сбережения он тратил на выкуп из японского плена российских солдат. Издал брошюру-воззвание "К офицерам русской армии", убедил японское правительство не только освободить пленных солдат из лагерей, вернуть им оружие, но и предоставить суда для переброски их в Россию. Написал для них специальную брошюру "В плену. Сборник на память о войне и плене", которая представляла собой программу борьбы за социальное и национальное освобождение.

Одним из его активных помощников стал матрос Новиков, в будущем известный писатель и автор романа «Цусима» А. Новиков-Прибой. Для военного похода на самодержавную Российскую империю бывший гавайский «премьер» подготовил в Японии около сорока тысяч революционно настроенных пленных. Им предстояло высадиться с кораблей в Маньчжурии, овладеть узловыми станциями Транссибирской магистрали, а затем выдвинуться на Москву и Петербург на помощь первой русской революции 1905 года.

Однако великий поход на борьбу с самодержавием не состоялся. Судзиловский, известный среди военнопленных как Николас Руссель, обратился за поддержкой в партию эсеров. Это была стратегическая ошибка отчаянного романтика. Неизвестно, чем бы закончилась эта авантюра, если бы о планах Судзиловского не стало известно Евно Азефу, провокатору, секретному сотруднику Департамента полиции, а через него и русскому правительству. План внезапности выступления был провален, и Судзиловский отказался от своего замысла. Кроме того, война подошла к концу, и его прожект стал попросту неактуальным.

Благодаря проискам царской власти, Судзиловский как гражданин США получил от американских властей категорическое требование прекратить свою деятельность среди пленных с указанием, что будет лишен американского подданства. Через своего посла в Вашингтоне царское правительство требовало от США лишить Судзиловского американского гражданства. В итоге Вашингтон не возражал и лишил Николаса Русселя паспорта за «антиамериканскую деятельность».  

После окончания русско-японской войны Судзиловский остался в Нагасаки. Он поддерживал связь с русскими и китайскими революционерами, японскими демократами. Кому помогал словом, кому делом. В 1906 году опубликовал на английском языке статью о Китае. Она вызвала широкий отклик у китайских революционеров. 8 ноября того же года Сунь Ятсен написал доктору в Токио: «Я прочитал Вашу интересную статью «Китайская проблема» с большим вниманием. Она произвела на меня глубокое впечатление. Идея Ваша благородна, а Ваше сердце — великодушно! Я редко встречал европейца, который заходит так далеко, чтобы защитить практически так, как это делаете Вы, идею возрождения Китая и подъема миллионов его угнетенных до уровня нормального человеческого существования…» Заканчивая это письмо, полное искренних чувств, Сунь Ятсен выразил Русселю свою благодарность, уважение и преданность. А в декабре 1906 года Сунь Ятсен приехал к Судзиловскому в Нагасаки, где и состоялась их первая личная встреча. Они дружески беседовали и пришли к выводу, что «революции в их странах имеют благородные сходные цели и великие перспективы». Их дружба продолжалась долгие годы. Судзиловский помогал китайским революционерам денежными средствами, знаниями и опытом революционера-практика. В одном их своих писем он наметил в общих чертах целую программу деятельности молодой Китайской Республики.

В апреле 1906 году в Нагасаки было создано "Восточно-азиатское отделение русской революционной партии" и газета "Воля", за два года работы в которой Судзиловский написал более 50 статей. Он выписывал российскую прессу, переписывался со Львом Толстым и Максимом Горьким, много путешествовал, писал научные статьи. Через “Уссурийскую газету” начал рассказывать населению дальневосточного края о жизни и быте гавайцев, японцев, филиппинцев, писал научные и философские статьи. Праздной жизни у него не было.

Он отошел от практической революционной деятельности в 1908 году –  стали сказываться разочарования, возраст и болезни. Далее вел более-менее размеренную жизнь, работал над статьями и книгами.

В январе 1910 года умерла его жена Леокадия Викентьевна Шебеко. Судзиловский уехал на Филиппины, где провел пять лет жизни. В Маниле основал частную лечебницу, продолжал врачевать туземцев и делал это совершенно бесплатно, открывал новые земли в Тихом океане, изучал тропическую флору и фауну, открыл библиотеку, писал полемические статьи и научные труды: "Мысли вслух" (1910), позднее  — "Восток и Запад" (1916), "Откровенные слова" (1917) и др.

В одной из своих больниц на Филиппинах он усыновил двух мальчиков, Дика и Гарри, оставшихся сиротами после смерти пациента-японца. Это вывело Судзиловского из мира политики. Его захватили отцовские обязанности, работа, изучение жизни и быта местных народов.

Снова переехал в Японию, в Нагасаки. После смерти жены Леокадии, от которой у Судзиловского остались две дочери, Вера и Мария, уже в 70-летнем возрасте он вновь женился. Для ухода за приёмными детьми нанял работницу, японку Охара, которая в 1920 году стала его третьей женой. В этом браке родились сын Ясумицу и дочь Флора.

Февральскую революцию 1917 года Судзиловский воспринял с энтузиазмом. Появилась возможность вернуться на Родину. Он обратился в Русское консульство за разрешением вернуться в Россию, но получил отказ. Временное правительство дало ему понять, что в его услугах оно не нуждается.

Когда произошла Октябрьская революция, он принял ее с радостью, выражал свое восхищение победой пролетариата и написал письмо Ленину. В одном из писем родным в Россию он писал: “Вы сделали величайшую революцию в октябре. Если вас не раздавят противники революции, то вы создадите небывалое общество и будете строить коммунизм... Какие вы счастливые, как бы я хотел быть с вами и строить это новое общество”.

После гражданской войны взгляды Судзиловского на социалистическую революцию изменились, и он заявил об этом в прессе, в результате чего вынужден был уехать в Китай. Стремясь быть ближе к родине, в январе 1921 года Судзиловский переехал в крупный китайский город Тяньцзинь. Зная о бедственном продовольственном положении Советской России, он организовал в Тяньцзине первый в Азии «Комитет помощи голодающим России». В 1921-1922 гг. при его участии возникли комитеты помощи голодающим России в Пекине, Харбине, Мукдене, Ханькоу.

Советское правительство не забыло о пламенном революционере. В сентябре 1923 года Судзиловский получил документы о назначении ему как ветерану революции и персональному пенсионеру Всесоюзного общества политкаторжан (он сотрудничал в органе последнего — «Каторга и ссылка») персональной пенсии в размере 100 золотых рублей – огромная сумма по тем временам. Это было единственное признание заслуг, которое оказал ему советский режим.

Судзиловский интересовался жизнью в СССР и в Беларуси. Родственники и друзья звали Николая Константиновича вернуться на Родину. «Назрело время, когда мне пора закончить свое кругосветное путешествие возвращением домой...» – писал он. Готовясь к отъезду, Судзиловский даже планировал написать что-нибудь для белорусского журнала «Полымя», которому некогда обещал статью.

Первый советский посол в Китае Л.М. Карахан также уговаривал его вернуться на родину. Но, скорее всего, у него были серьезные сомнения по поводу того, стоит ли приезжать в Советскую Россию. Судзиловский все время тянул с ответом, ссылался на наличие у него двух приемных сыновей, которых он не мог бросить на произвол судьбы. Да и третья жена, японка Охара, не горела желанием ехать в чужую для нее страну.

Долго и трудно готовился Судзиловский к возвращению на Родину. Только в 1930 году престарелый эмигрант окончательно решил переехать в СССР. Самарских родственников он известил об этом письмом. Но судьба распорядилась иначе — он не выдержал долгого переезда. 30 апреля 1930 года, заболев воспалением легких, Николай Константинович Судзиловский-Руссель скончался на перроне вокзала китайского города Тяньцзинь. Русская граница была уже совсем близко… Хотя в тот день умер не один человек, их было как минимум трое: ученый и натуралист Николай Судзиловский, революционер и авантюрист Николас Руссель и Каука Лукини — русский доктор…

По местному обычаю Судзиловский был сожжен на погребальном костре, и его младшая дочь Флора зажгла кремационный костер. До 1946 года урна с прахом Николая Судзиловского хранилась в семье, а затем была захоронена в фамильной усыпальнице семьи Охара на японском острове Амакуса (Amakusa).

Жизнь Николая Судзиловского была наполнена невероятными поворотами судьбы и более всего заслуживает эпитета «странная». Возможно, его поступки и действия были нелогичными и авантюрными, но в истории ему удалось оставить свой яркий след.

Как мыслитель и политический деятель, Судзиловский прошел сложную творческую эволюцию. «Новейший философский словарь» называет Николая Судзиловского «первым и последним энциклопедистом XX века». Рабиндранат Тагор назвал его самым интересным славянским писателем XX века.

Судзиловский владел 8 европейскими, а также японским, гавайским, китайским языками и некоторыми филиппинскими диалектами. Ему принадлежат несколько ценных работ по медицине – он провел ряд исследований, относившихся к лечению тропических заболеваний, борьбе с туберкулезом, исцелению глазных болезней.

Явился первооткрывателем ряда островов центральной части Тихого океана. Оставил ценные географические описания Гавайев и Филиппин, опубликованные в 1890-х, которые вошли в хрестоматии и учебники для школ и вузов. Был членом Американского общества генетиков, нескольких научных обществ Японии и Китая, занимался этнографией, энтомологией, химией, биологией, агрономией. Прошел сложную творческую эволюцию как мыслитель и политический деятель.

В некрологе по поводу смерти Судзиловского, размещенном в советском журнале «Каторга и ссылка», говорилось: «Если подвести итоги его изумительно содержательной жизни и всему тому, что он сделал и что видел, конечно, этого содержания с избытком хватит не на одну столетнюю человеческую жизнь».

На родине Судзиловского в Беларуси исследованию его жизни и творчества была посвящена монографическая работа М.И. Иосько «Николай Судзиловский-Руссель. Жизнь, революционная деятельность и мировоззрение» (1976), ряд исследований о нем был издан за рубежом (в частности, двухтомное издание на японском языке).

В библиотеке Конгресса США хранится номер гавайской газеты The Pacific commercial advertiser от 12 декабря 1905 года с обширной статьей о докторе Николасе Русселе.

Он при жизни стал легендой. Все, что этот человек делал в своей жизни, было продиктовано только зовом сердца, а звало оно его к царству всеобщей справедливости и счастья.

 

Избранные научные труды

 

1.    Судзиловский, Н. К. Антисептическое лечение ран по Листеру / Н. К. Судзиловский // Моск. мед. газ. – 1875. – № 22, 25, 29.

2.   Судзиловский, Н. К. Письмо из Филиппополя / Н. К. Судзиловский // Север. вестн. – 1885. – № 4.

3.   Судзиловский, Н. К. В океанской деревне / Н. К. Судзиловский // Кн. недели. – 1893. – № 11-12.

4.   Судзиловский, Н. К. Житие преосвященного Владимира, бывшего епископа Алеутского и Аляскинского, ныне викарного епископа Воронежского / Н. К. Судзиловский. – М. : Тип. П. Правдолюбова, 1895.

5.   Судзиловский, Н. К. Законопроект о санитарной службе, внесенный в Сенат территории Гавайских островов сенатором Н. К. Русселем 2 апреля 1901 года / Н. К. Судзиловский. – Гонолулу, 1901.

6.   Судзиловский, Н. К. Письма с Сандвичевых островов / Н. К. Судзиловский // Восточ. вестн. – 1903. – 18 апр., 28 июня.

7.   Судзиловский, Н. К. Русская колония на Гавайях / Н. К. Судзиловский // Иркут. обозрение. – 1904. – 27 февр.

8.   Судзиловский, Н. К. Как быть с землей / Н. К. Судзиловский // Япония и Россия. – 1905. – № 11.

9.   Судзиловский, Н. К. В плену / Н. К. Судзиловский // Япония и Россия. – 1906. – С. 14-19.

10. Судзиловский, Н. К. Жизнь под тропиками / Н. К. Судзиловский. – Нагасаки, 1907.

11. Судзиловский, Н. К. Праздник цветов в Японии / Н. К. Судзиловский // Новая жизнь (Харбин). – 1908. – 4 нояб.

12. Судзиловский, Н. К. Колониальная политика Соединенных Штатов / Н. К. Судзиловский // Вестн. Азии. – 1910. – № 1, 3- 4.

13. Судзиловский, Н. К. Письма из-под тропиков. / Н. К. Судзиловский // Уссурийс. голос. – 1914. – № 52, 116.

14. Судзиловский, Н. К. Откровенные слова / Н. К. Судзиловский // Новости жизни. – 1918. – 6 авг.

15. Судзиловский, Н. К. К русской колонии в Тяньцзине / Н. К. Судзиловский // Рус. слово. – 1922. – 15 февр.

16. Судзиловский, Н. К. Национальность и национализм / Н. К. Судзиловский // Рус. слово. 1922. – 21 марта.

17. Судзиловский, Н. К. Две Америки / Н. К. Судзиловский // Рассвет (Чикаго). – 1925. – 8 авг., 14 сент., 16 сент.

18. Судзиловский, Н. К. На новый 1925 год (К 75-летию моей жизни) / Н. К. Судзиловский. – Тяньцзинь, 1925.

19. Судзиловский, Н. К. Письмо д-ра Русселя о Христо Ботеве / Н. К. Судзиловский // Летописи марксизма. – 1926. – № 2.

20. Судзиловский, Н. К. Послесловие к статье Дж. Кеннана «Как велось просвещение среди русских солдат в Японии?» / Н. К. Судзиловский // Каторга и ссылка. – 1927. – 29 янв.

21. Судзиловский, Н. К. О жертвенности / Н. К. Судзиловский // Рассвет. – 1928. – 23-24 янв.

22. Судзиловский, Н. К. Письмо А. О. Бонч-Осмоловскому / Н. К. Судзиловский // Каторга и ссылка. – 1930. – № 6.

 

Источники

 

1.        Абрамаў, А. Слаўныя сыны баларускага народа [аб М. К. Судзiлоўскiм] / А. Абрамаў // Новае жыццё. – 1974. – 10 верас.

2.        Аннин, Александр. Вся жизнь – по велению сердца [Электронный ресурс] / Александр Аннин // Союзное государство. – Режим доступа: https://xn--c1anggbdpdf.xn--p1ai/history/208793/. – Дата доступа: 10.03.2024.

3.        Иосько, М. И. Николай Судзиловский-Руссель: жизнь, революционная деятельность и мировоззрение / М. И. Иосько. – Минск : Изд-во БГУ, 1976. – 333 с.

4.        Кирик, Сергей. Николай Судзиловский. Необычная судьба удивительного человека [Электронный ресурс] / Сергей Кірік // 1PROF.BY. – Режим доступа: https://1prof.by/news/stil-zhizni/nikolaj-sudzilovskij-neobychnaya-sudba-udivitelnogo-cheloveka/. – Дата доступа: 12.03.2024.

5.        Лойко, Л. Е. Известные уроженцы Могилевщины. Судзиловский Николай Константинович [Электронный ресурс] / Л. Е. Лойко // Mogilew.by. – Режим доступа: https://mogilew.by/histor/189069-izvestnye-urozhency-mogilevschiny-sudzilovskiy-nikolay-konstantinovich.html. – Дата доступа: 12.02.2024.

6.        Малашанка, К. Доктар Русель [аб М. К. Судзiлоўскiм] / К. Малашанка // Новае жыцце. – 1981. – 31 студз.

7.        Мельников, М. Из семьи соколиной [Н. К. Судзиловский] : докум. очерки / М. Мельников . – Минск, 1973. – С. 4-17.

8.        Попов, И. И. Николай Константинович Руссель-Судзиловский : (некролог) / И. И. Попов // Каторга и ссылка. – 1930 – 6 (67). – С. 168-176.

9.        15 декабря родились…[Николай Константинович Судзиловский (псевдоним Николас Руссель] [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/kakula/post346561382. – Дата доступа: 20.02.2024.

10.   Силин, А. С. Русский врач в гавайском сенате [Н. К. Судзиловский] / А. С. Силин //  Приамурье. – 1955. – № 5. – С. 189-195.

11.   Смилевец, И.Д. Как стать президентом, или с доктором Русселем вокруг света [Электронный ресурс] // И.Д. Смилевец. – Режим доступа: https://www.calameo.com/read/001277039a9237f304844. – Дата доступа: 01.03.2024.

12.   Судзиловский, Руссель Николай Константинович // Большая Советская Энциклопедия : в 30 т. – М., 1976. – Т. 25 : Струнино-Тихореци. – С. 46.

13.   Николай Судзиловский (1850–1930) [Электронный ресурс] // Сайт Тайны веков. – Режим доступа: https://agesmystery.ru/rubriki/lica-istorii/nikolaj-sudzilovskij-1850-1930/. – Дата доступа: 01.03.2024.

14.   Николай Судзиловский: враг России, друг России [Электронный ресурс] // Союзное государство. – Режим доступа: https://www.postkomsg.com/history/196547/. – Дата доступа: 26.12.2023.

15.   Судзiлоўскi Мiкалай Канстанцiнавiч // Беларуская Савецкая Энцыклапедыя : у 12 т. – Мінск, 1974. – Т. 10 : Сошна-Фут. – С. 108-109.

16.   Судзіло́ўскі Мікалай Канстанцінавіч // Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. Т. 15: Следавікі — Трыо / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў і інш. — Мн. : БелЭн, 2002. — Т. 15. — С. 250—251.

17.   М. К. Судзiлоўскi-Русель // Памяць: Гісторыка-дакументальная хроніка Клімавіцкага раёна. – Мінск, 1995. – С. 129-130.

 

 

РНТБ, 2024.