Республиканская научно-техническая
библиотека
|
|
|
|
Шильдер Карл Андреевич (1785
- 1854) Инженер-генерал,
генерал-адъютант, изобретатель, конструктор подводных лодок и оружия, создатель
первой в мире бронированной подводной
лодки-ракетоносца. Карл Андреевич Шильдер родился 27 декабря 1785 г. (по некоторым источникам - 7 января
1786 г.) в имении Симоново Невельского уезда в Витебской губернии (сегодня –
Невельский район Псковской области, Россия). Детство провел в деревне, где и
получил первоначальное образование, под руководством гувернера и своей матери,
которые развили в нем любовь к изящным искусствам. Для продолжения
образования его послали в Москву к старшему брату Ефиму Андреевичу,
инженеру-строителю, который поместил его в Благородный университетский
пансион. По окончании курса в пансионе, вследствие рано проявившейся
склонности к военной службе, 7 марта 1802 г. К. А. Шильдер был зачислен
унтер-офицером в Московский гарнизонный батальон. Во время русско-австро-французской
войны К. А. Шильдер участвовал в Аустерлицком сражении 1805 г. В 1806 г. окончил
школу колонновожатых. В 1810 г., в чине поручика, в числе
лучших инженерных офицеров, К. А. Шильдер был назначен в крепость Бобруйска
для производства работ по ее расширению, где его застала Отечественная война
1812 г. Уже в 1821 г. К. А. Шильдер сделал свое первое изобретение - составил
проект канатного моста новой конструкции для усовершенствования способов
переправ войск через реки. В русско-турецкой войне 1828 - 1829
гг. К. А. Шильдер отличился при осаде крепостей Варна, Силистрия и Шумла. В
1831 г. К. А. Шильдер был назначен начальником инженеров гвардейского корпуса
и принял участие во многих сражениях, был неоднократно награжден. В 1832 г. им был впервые применен
гальванический ток для взрыва пороха, заложенного в земле. Далее им была изобретена
новая контрминная система, основанная на принципе закладки трубы в
просверленных в грунте скважинах; а для производства этих скважин им было
изобретено особое сверло. За эти изобретения в 1833 г. К. А. Шильдер был
награжден званием генерал-адъютанта. В 1834 г по проекту К. А. Шильдера.
была построена и испытана первая в мире цельнометаллическая подводная лодка.
Корабль подводным водоизмещением 18,1 т. строился на Александровском литейном
заводе в Санкт-Петербурге. Длина его составляла 6 метров, ширина – 1,5 метра,
высота корпуса (без башен-рубок) – 1,8 метра. Экипаж состоял из десяти человек.
Глубина погружения (до 20 метров) обеспечивалась с помощью гирь и цистерн,
заполняемых водой. В подводном положении лодка передвигалась
с помощью четырех гребцов, а в надводном – под парусом со складной мачтой. Лодка имела оптическую
трубу-перископ и выдвижную вентиляционную систему, а труба воздухозаборника
для пополнения запасов воздуха поднималась за 30 секунд. Вооружение
подводного корабля состояло из шестовой мины с пороховым зарядом и шести
зажигательных и фугасных ракет по бортам, к которым были подведены провода от
гальванических батарей. Стрельба ракетами велась в подводном положении с
небольшой глубины. Карл Шильдер первый в России
построил лодку из железа, желая сделать ее непроницаемой для снарядов, скрыть
от выстрелов механизм, приводящий судно в движение, и уменьшить размер
надводной части лодки, чтобы по возможности сократить площадь прицела. К.А.Шильдеру
принадлежит идея постройки бронированных судов. В 1838 г. К. А. Шильдер изобрел
фугасовые ракеты новой конструкции, заключавшие в себе большое количество пороха;
применил электрический ток для взрыва
подводных мин, изобретя способ прокладки проводов под водой; и
усовершенствовал способ устройства бурдючных мостов. В 1853 г., во время Восточной войны
за Придунайские княжества, К. А. Шильдер
производил минные работы. В 1854 г. он был тяжело ранен при осаде турецкой
крепости Силистрия и умер 23 июня 1854 г. в румынском городе Кэлэраш. Один из современников так отозвался
о Шильдере: "До самой славной кончины своей, он всегда был человеком
инициативы, замечательной храбрости, для которого затруднения рождали энергию
и средство уничтожить их, и обладавшим вместе с тем столь редкой в наше время
нравственной храбростью, которая не отступает ни перед какой
ответственностью". Источники 1.
Глушко, В. П.
Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР : [посвящается 30-летию космической
эры, 1957-1987] [К. А. Шильдер] / АН
СССР. - Москва : Машиностроение, 1987. - 302, [1] с. 2.
Кисель, В. П.
Изобретатели и конструкторы : популярный биографический справочник [К. А.
Шильдер] / В. П. Кисель. – Минск , 2004. - С. 190. 3.
Мазюкевич, М. Н.
Жизнь и служба генерал-адъютанта К. А. Шильдера / М. Н. Мазюкевич. -
Санкт-Петербург, 1876. 4.
Яковлев, В. В.
Краткий очерк истории подземной минной войны [К. А. Шильдер] / В. В. Яковлев.-
Москва, 1938. 5.
http://ru.wikipedia.org/wiki/1786_год 6.
http://www.inventor.perm.ru/persons/inventor_shilder.htm 7.
http://www.space.hobby.ru/firsts/shilder.html 8.
http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=137041 9.
http://rus-eng.org/eng/SHil'der%20Karl%20Andreevich.htm |
|
|
|