Республиканская научно-техническая библиотека

 

 

 

Шильдер Карл Андреевич

(1785 - 1854)

 

Инженер-генерал, генерал-адъютант, изобретатель, конструктор подводных лодок и оружия, создатель первой в мире  бронированной подводной лодки-ракетоносца.

 

Карл Андреевич Шильдер родился 27 декабря  1785 г. (по некоторым источникам - 7 января 1786 г.) в имении Симоново Невельского уезда в Витебской губернии (сегодня – Невельский район Псковской области, Россия). Детство провел в деревне, где и получил первоначальное образование, под руководством гувернера и своей матери, которые развили в нем любовь к изящным искусствам. Для продолжения образования его послали в Москву к старшему брату Ефиму Андреевичу, инженеру-строителю, который поместил его в Благородный университетский пансион. По окончании курса в пансионе, вследствие рано проявившейся склонности к военной службе, 7 марта 1802 г. К. А. Шильдер был зачислен унтер-офицером в Московский гарнизонный батальон.

Во время русско-австро-французской войны К. А. Шильдер участвовал в Аустерлицком сражении 1805 г. В 1806 г. окончил школу колонновожатых.

В 1810 г., в чине поручика, в числе лучших инженерных офицеров, К. А. Шильдер был назначен в крепость Бобруйска для производства работ по ее расширению, где его застала Отечественная война 1812 г. Уже в 1821 г. К. А. Шильдер сделал свое первое изобретение - составил проект канатного моста новой конструкции для усовершенствования способов переправ войск через реки. 

В русско-турецкой войне 1828 - 1829 гг. К. А. Шильдер отличился при осаде крепостей Варна, Силистрия и Шумла. В 1831 г. К. А. Шильдер был назначен начальником инженеров гвардейского корпуса и принял участие во многих сражениях, был неоднократно награжден.

В 1832 г. им был впервые применен гальванический ток для взрыва пороха, заложенного в земле. Далее им была изобретена новая контрминная система, основанная на принципе закладки трубы в просверленных в грунте скважинах; а для производства этих скважин им было изобретено особое сверло. За эти изобретения в 1833 г. К. А. Шильдер был награжден званием генерал-адъютанта.

В 1834 г по проекту К. А. Шильдера. была построена и испытана первая в мире цельнометаллическая подводная лодка. Корабль подводным водоизмещением 18,1 т. строился на Александровском литейном заводе в Санкт-Петербурге. Длина его составляла 6 метров, ширина – 1,5 метра, высота корпуса (без башен-рубок) – 1,8 метра.

Экипаж состоял из десяти человек. Глубина погружения (до 20 метров) обеспечивалась с помощью гирь и цистерн, заполняемых водой. В подводном положении лодка

передвигалась с помощью четырех гребцов, а в надводном – под парусом  со складной мачтой. Лодка имела оптическую трубу-перископ и выдвижную вентиляционную систему, а труба воздухозаборника для пополнения запасов воздуха поднималась за 30 секунд. Вооружение подводного корабля состояло из шестовой мины с пороховым зарядом и шести зажигательных и фугасных ракет по бортам, к которым были подведены провода от гальванических батарей. Стрельба ракетами велась в подводном положении с небольшой глубины.

Карл Шильдер первый в России построил лодку из железа, желая сделать ее непроницаемой для снарядов, скрыть от выстрелов механизм, приводящий судно в движение, и уменьшить размер надводной части лодки, чтобы по возможности сократить площадь прицела. К.А.Шильдеру принадлежит идея постройки бронированных судов.

В 1838 г. К. А. Шильдер изобрел фугасовые ракеты новой конструкции, заключавшие в себе большое количество пороха;  применил электрический ток для взрыва подводных мин, изобретя способ прокладки проводов под водой; и усовершенствовал способ устройства бурдючных мостов.

В 1853 г., во время Восточной войны за Придунайские княжества,  К. А. Шильдер производил минные работы. В 1854 г. он был тяжело ранен при осаде турецкой крепости Силистрия и умер 23 июня 1854 г. в румынском городе Кэлэраш.

Один из современников так отозвался о Шильдере: "До самой славной кончины своей, он всегда был человеком инициативы, замечательной храбрости, для которого затруднения рождали энергию и средство уничтожить их, и обладавшим вместе с тем столь редкой в наше время нравственной храбростью, которая не отступает ни перед какой ответственностью".

 

Источники

 

1.     Глушко, В. П. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР : [посвящается 30-летию космической эры, 1957-1987] [К. А. Шильдер]  / АН СССР. - Москва : Машиностроение, 1987. - 302, [1] с.

2.     Кисель, В. П. Изобретатели и конструкторы : популярный биографический справочник [К. А. Шильдер] / В. П. Кисель. – Минск , 2004. - С. 190.

3.     Мазюкевич, М. Н. Жизнь и служба генерал-адъютанта К. А. Шильдера / М. Н. Мазюкевич. - Санкт-Петербург, 1876.

4.     Яковлев, В. В. Краткий очерк истории подземной минной войны [К. А. Шильдер] / В. В. Яковлев.- Москва, 1938.

5.     http://ru.wikipedia.org/wiki/1786_год

6.     http://www.inventor.perm.ru/persons/inventor_shilder.htm

7.     http://www.space.hobby.ru/firsts/shilder.html

8.     http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=137041

9.     http://rus-eng.org/eng/SHil'der%20Karl%20Andreevich.htm