Республиканская научно-техническая библиотека

 

 

 

Шапошник Борис Львович

(1902 - 1985)

 

Доктор технических наук (1983), Герой Социалистического труда (1973), заслуженный работник промышленности Беларуси (1962), заслуженный деятель науки и техники в области машиностроения.

 

Борис Львович Шапошник родился 17 декабря  1902 г. в  Пинске Брестской области. Посещал начальную 4-классную школу, а затем высшее 4-классное училище в Пинске. В 1920 г. поступил учиться на рабфак при механическом институте имени М. В. Ломоносова в Москве, а после его окончания стал студентом лучшего технического вуза страны — МВТУ имени Н. Э. Баумана.

С 1929 г. Б Л. Шапошник работает на Московском автозаводе "АМО" (с 1931 - Завод имени Сталина - ЗиС).  В декабре 1930 г., после защиты диплома, Б. Л. Шапошник  получает должность техника.

После завершения реконструкции завода Б. Л. Шапошник стал инженером-конструктором конструкторского отдела. Затем занимал должности: заместитель руководителя группы двигателей и трансмиссии, ведущий конструктор по двигателям и коробкам передач, начальник отдела карбюраторных двигателей, начальника конструкторского отдела, временно исполняющего обязанности главного конструктора (декабрь 1938 - середина 1939 г.), главного конструктора.

В ноябре 1941 г. Б. Л. Шапошник, эвакуируется в г. Ульяновск, где становится главным конструктором вновь организованного Ульяновского автозавода (УльЗИС, будущий УАЗ). С весны 1942 г. начинается выпуск грузовых автомобилей ЗиС-5В. К 1 мая 1944 г. на УАЗе под руководством главного конструктора Б. Л. Шапошника построен опытный образец грузового автомобиля ЗиС-253, который задумывался как унифицированный с перспективной московской грузовой моделью ЗиС-150.

В 1944 г. Президиум Верховного Совета СССР за выполнение заданий по производству автомобилей удостоил Б. Л. Шапошника высшей трудовой награды того времени - ордена Трудового Красного Знамени.

В 1946 г. Б. Л. Шапошник назначен главным конструктором переведенного конструкторского отдела УАЗа строящегося автомобильного гиганта в Новосибирске.  

В 1949 г. Б. Л. Шапошник  - главный конструктор Минского автомобильного завода (МАЗ) - с задачей разработки конструкторской документации, изготовления и проведения испытания опытных образцов, поставки на серийное производство автомобиля МАЗ-525 грузоподъемностью 25 т.

В 1954 г. Б. Л. Шапошник - главный конструктор организованного специального конструкторского бюро №1 (СКБ-1) МАЗа с поставленной целью создания и выпуска многоосных колесных полноприводных тягачей большой грузоподъемности предназначенных для различных систем тяжелого вооружения. В 1955-56 гг. изготовлены  первые опытные машины СКБ, в т.ч. заднемоторный инженерный тягач МАЗ-528 (4х4); одноосный тягач МАЗ-529 (2х2); тягач-лесовоз МАЗ-532 (4х4) с планетарными колесными редукторами и вынесенным вперед двигателем и артиллерийский тягач МАЗ-535 (8х8).  

В 1959 г. Б. Л. Шапошник за создание новой спецтехники  награжден орденом "Знак Почета", в 1961 г. - орденом Трудового Красного Знамени.

В начале 1960-х годов Б. Л. Шапошник приступил к выполнению очередного задания - созданию специального шасси высокой проходимости, предназначенного для монтажа ракетных пусковых установок. Используя наработанный опыт по полноприводным тягачам, коллектив СКБ-1 в сжатые сроки разработал конструкторскую документацию, значительно увеличив число новых технических решений, обеспечивающих выполнение ТТТ МО. Итог - уникальное шасси МАЗ-543 (8х8), обладающее многими преимуществами по сравнению с зарубежными шасси-аналогами. Далее последовали модификации этого автомобиля, расширявшие его возможности, различавшиеся компоновкой и монтажной площадью (для ракетных комплексов ПВО, систем залпового огня, артиллерийских систем, агрегатов для транспортировки элементов комплексов), в том числе и предназначенные для народного хозяйства.

В 1968 г. Б. Л. Шапошник за создание многоосных шасси повышенной проходимости 543-го семейства награжден орденом Ленина и стал лауреатом Государственной премии СССР.

В 1970 г. на основе МАЗ-543 было разработано семейство «Оплот». Все автомобили этой серии имели двигатели мощностью 650 л.с., новые усиленные ГМП, усиленную подвеску передней и задней осей, модернизированные шины.

Очередной этап творческой работы Б. Л. Шапошника - создание унифицированных полноприводных шасси повышенной грузоподъемности колесной формулы 12х12 (МАЗ-547) и 14х12 (МАЗ-7912), ставших, в свою очередь, базой для создания самоходных пусковых установок для межконтинентальных ракетных комплексов стратегического назначения.  

В 1973 г. Б. Л. Шапошнику за заслуги в создании автомобилей высокой проходимости и грузоподъемности было присвоено звание Героя Социалистического труда.

 

Источники

 

1.     Бибиков, Владимир. Атлант и "Волаты" / В. Бибиков // Советская Белоруссия. – 2003. – 18 янв. (№ 10).

2.     Чвялев, В. Е.  Б.Л. Шапошник : (К 100-летию со дня рождения) / В. Е. Чвялев // Автомобильная промышленность. – 2002. - № 12.

3.     Шапашнік Барыс Львовіч // Беларуская энцыклапедыя : у 18 т. – Мінск, 2003. - Т. 17 : Хвінявічы-Шчытні. – С. 372.

4.     Шугуров, Лев. Закрытый конструктор Борис Шапошник / Лев Шугуров. – 1997. - № 5.

5.     http://legion.wplus.net/guide/constr/shaposhnik.shtml

6.     http://www.orencar.ru/stat/st_avto/znamen/st_avto_imp_znamen6.