Республиканская научно-техническая
библиотека
|
|
|
|
Шапошник Борис Львович (1902
- 1985) Доктор
технических наук (1983), Герой Социалистического
труда (1973), заслуженный работник промышленности Беларуси (1962), заслуженный деятель науки и техники в области машиностроения. Борис Львович Шапошник родился 17 декабря 1902 г. в
Пинске Брестской области. Посещал начальную 4-классную школу, а затем
высшее 4-классное училище в Пинске. В 1920 г. поступил учиться на рабфак при
механическом институте имени М. В. Ломоносова в Москве, а после его окончания
стал студентом лучшего технического вуза страны — МВТУ имени Н. Э. Баумана. С После завершения реконструкции
завода Б. Л. Шапошник стал инженером-конструктором конструкторского отдела.
Затем занимал должности: заместитель руководителя группы двигателей и
трансмиссии, ведущий конструктор по двигателям и коробкам передач, начальник отдела
карбюраторных двигателей, начальника конструкторского отдела, временно
исполняющего обязанности главного конструктора (декабрь 1938 - середина 1939
г.), главного конструктора. В ноябре В 1944 г. Президиум Верховного
Совета СССР за выполнение заданий по
производству автомобилей удостоил Б. Л. Шапошника высшей трудовой
награды того времени - ордена Трудового Красного Знамени. В 1946 г. Б. Л. Шапошник назначен
главным конструктором переведенного конструкторского отдела УАЗа строящегося
автомобильного гиганта в Новосибирске. В 1949 г. Б. Л. Шапошник - главный конструктор Минского автомобильного
завода (МАЗ) - с задачей разработки конструкторской
документации, изготовления и проведения испытания опытных образцов, поставки
на серийное производство автомобиля МАЗ-525 грузоподъемностью 25 т. В В 1959 г. Б. Л. Шапошник за
создание новой спецтехники награжден
орденом "Знак Почета", в 1961 г. - орденом Трудового Красного
Знамени. В начале 1960-х годов Б. Л.
Шапошник приступил к выполнению очередного задания - созданию специального
шасси высокой проходимости, предназначенного для монтажа ракетных пусковых
установок. Используя наработанный опыт по полноприводным тягачам, коллектив
СКБ-1 в сжатые сроки разработал конструкторскую документацию, значительно
увеличив число новых технических решений, обеспечивающих выполнение ТТТ МО.
Итог - уникальное шасси МАЗ-543
(8х8), обладающее многими преимуществами по сравнению с зарубежными
шасси-аналогами. Далее последовали модификации этого автомобиля, расширявшие
его возможности, различавшиеся компоновкой и монтажной площадью (для ракетных
комплексов ПВО, систем залпового огня, артиллерийских систем, агрегатов для
транспортировки элементов комплексов), в том числе и предназначенные для
народного хозяйства. В 1968 г. Б. Л. Шапошник за
создание многоосных шасси повышенной проходимости 543-го семейства награжден
орденом Ленина и стал лауреатом Государственной премии СССР. В 1970 г. на основе МАЗ-543 было разработано
семейство «Оплот». Все
автомобили этой серии имели двигатели мощностью 650 л.с., новые усиленные
ГМП, усиленную подвеску передней и задней осей, модернизированные шины. Очередной этап творческой работы Б.
Л. Шапошника - создание унифицированных полноприводных шасси повышенной
грузоподъемности колесной формулы 12х12 (МАЗ-547) и 14х12 (МАЗ-7912),
ставших, в свою очередь, базой для создания самоходных пусковых установок для
межконтинентальных ракетных комплексов стратегического назначения. В 1973 г. Б. Л. Шапошнику за
заслуги в создании автомобилей высокой проходимости и грузоподъемности было
присвоено звание Героя Социалистического труда. Источники 1.
Бибиков,
Владимир. Атлант и "Волаты" / В. Бибиков // Советская Белоруссия. –
2003. – 18 янв. (№ 10). 3.
Шапашнік Барыс
Львовіч // Беларуская энцыклапедыя : у 18 т. – Мінск, 2003. - Т. 17 :
Хвінявічы-Шчытні. – С. 372. 4.
Шугуров, Лев.
Закрытый конструктор Борис Шапошник / Лев Шугуров. – 1997.
- № 5. 5.
http://legion.wplus.net/guide/constr/shaposhnik.shtml 6.
http://www.orencar.ru/stat/st_avto/znamen/st_avto_imp_znamen6. |
|
|
|