Республиканская научно-техническая библиотека

 

 

 

 

Ромейко-Гурко Николай Александрович

(1866 – 1923)

 

Инженер и изобретатель, разработчик светящихся электрических часов, установленных на Эйфелевой башне, и различных устройств в области железнодорожного транспорта.

 

Николай Александрович Ромейко-Гурко родился 5 июня (24 мая) 1866 г. в Оршанском уезде Могилевской губернии: «отец имел там владение», крестили в имении Рай Смоленского уезда Смоленской губернии. Его отец, Александр Леонтьевич Ромейко-Гурко, был земским деятелем Смоленской губернии. Когда Николаю Александровичу было 3 года, скончалась его мать - Софья Васильевна Вонлярлярская (дочь писателя В.А. Вонлярлярского). Способности к точным наукам у Н.А. Ромейко-Гурко стали проявляться достаточно рано, но по семейной традиции он был отправлен в Полоцкую военную гимназию, затем во Второй Московский кадетский корпус. Тяга к наукам, к изобретательству привела молодого человека в открывшееся в Москве Императорское высшее техническое училище (ИВТУ, позднее - МВТУ). На талантливого студента обратил внимание преподаватель училища, известный механик, Николай Егорович Жуковский. Впоследствии научное наставничество перешло в крепкую дружбу. В 1891 г. Н.А. Ромейко-Гурко окончил училище и начал трудиться в должности помощника начальника службы пути Московско-Курской железной дороги, а в 1897 г., завершив обучение на техническом факультете Льежского (Бельгия) университета, получил звание инженера-электрика. С 1900 г. Ромейко-Гурко Н.А. служил на Николаевской железной дороге - сначала в службе телеграфа, а затем - пути.

Николай Александрович Ромейко-Гурко получил мировую известность, реализовав изобретение электрических ламповых светящихся часов, впоследствии установленных на Эйфелевой башне, в которых лампочки «рисуют» цифры часов и минут - показ времени производился включением соответствующих групп электрических лампочек, расположенных на громадном планшете.

По одним данным, они были запущены во время Всемирной выставки 1900 г. в Париже, по другим - в 1907 г. Часы представляли собой конструкцию со светящимися цифрами высотой 6 метров и были видны парижанам со значительного расстояния. В ночное время часы затмевали собой Эйфелеву башню, поэтому Густав Эйфель установил в 1909 г. на верхнем уровне башни маяк. Эйфель был в дружеских отношениях с Н.А. Ромейко-Гурко и решил часы не убирать. В 30-х годах XX века часы были демонтированы в связи с изменением устройства освещения Эйфелевой башни. В память о часах были выпущены открытки с их фотографией и надписью «Светящиеся часы системы инженера Гурко» на французском и русском языках. Патенты на электрические часы были заявлены Ромейко-Гурко во Франции в 1905 г. и в Германии в 1906 г. Во Франции патент № FR353810A «Luminous indicating system for hours» был опубликован 21 сентября 1905 года.

До 1917 г. принцип электрических часов системы инженера Гурко использовался в часах на Московском и Николаевском железнодорожных вокзалах. В Московском метро в 1946 г. на станциях метрополитена были установлены интервальные часы, сконструированные работниками службы СЦБ и связи, выполненные с горящими лампами по принципу Н.А. Ромейко-Гурко, показывающие минуты и секунды после отправления поезда. Всего было установлено 24 экземпляра таких часов, и они функционировали до 1980 г.

Другие его изобретения касались развития и модернизации на железнодорожном транспорте. В 1903 г. им была запатентована система определения неисправностей на железной дороге - схема прибора, автоматически записывающего толчки, получаемые вагоном в пути, получена привилегия № 8112. В 1913 г. при испытаниях дизель-генератора на Московской электрической станции Николаевской дороги был применен разработанный Н. Ромейко-Гурко способ определения расхода жидкого топлива. Прекрасный слесарь, для этого он изготовил секундомер с практически постоянным напряжением заводной пружины, так как через определенное время прибор заводил сам себя.

Много работая над автомотрисами и тепловозами, Н. Ромейко-Гурко пришел к заключению, что с точки зрения расхода топлива электрическая передача от двигателя к движущим осям выгоднее всякой другой. С тех же позиций он занимался исследованием наивыгоднейшего профиля железных дорог. Сам построил так называемую «тележку Ромейко-Гурко» для опытного изучения вопросов, связанных с передвижением колесной пары по железнодорожному пути. В 1905 г. Н. Е. Жуковским опубликована статья «Теория прибора Ромейко-Гурко», в которой впервые исследовались вопросы криволинейного движения колесной машины с учетом особенностей движения колес различного диаметра, связанных жесткой осью.

Во время своих частых визитов в Смоленск Ромейко-Гурко оказывал консультативную помощь Смоленскому отделению Электрического общества в строительстве трамвайной системы и электростанции.

Николай Александрович любил родовое гнездо, часто приезжал в Рай, где общался с отцом, сестрами, племянниками, помогал брату в техническом обустройстве усадьбы. Он усовершенствовал систему полива в саду, теплицах, отшлифовал и уложил на могилах предков надгробные плиты, поставил ограду. Во время приездов в отпуск летом помогал в усадьбе по хозяйству: ремонтировал мостик через пруд от усадьбы к церкви, купальню, ранним утром ходил с крестьянами на покосы. В тихие сельские вечера, сидя на теплых, согретых солнцем за день ступенях родного дома, рассказывал о событиях в стране, мире. Он первый привез в Рай новинку - фотоаппарат, фотографировал усадьбу, церковь, родных...

На деньги, получаемые за изобретения, Николай Александрович оборудовал мастерскую на станции Клин. Там он работал над своими изобретениями. Николай Александрович не любил писать, поэтому не оставил после себя никаких воспоминаний, а то, что известно, собрано по крупицам, по воспоминаниям родных, по публикациям в журналах, по надписям на фото.

Его часы на Николаевском вокзале перестали работать в 1917 г., когда в них попал снаряд. Родовое гнездо в Рае было разорено. Мастерская-лаборатория, где Ромейко-Гурко изобретал, была национализирована, разгромлена, разграблена в 1920 г. После этого Николай Александрович некоторое время работал в Народном комиссариате путей сообщения, где в 1922 г. выступил с докладом «Об электрическом самоходе», в котором предсказал дальнейшее развитие железнодорожного транспорта. Но возможностей приложения творческих, интеллектуальных сил, в чем состоял смысл жизни Николая Александровича, не стало. Умирал он тяжело больным в семье племянницы Ольги Триодиной, урожденной Гурко. Он был сознательно забыт властями, как тот Левша, прославивший Россию своими изобретениями и канувший в Лету.

Похоронен Николай Александрович в Москве в 1923 г. на Введенском кладбище.

 

Публикации

 

Ромейко-Гурко Николай Александрович. О коничности колес подвижного состава и соответственном содержании рельсового пути : Стеногр. отчет по докл. инж. Н.А. Ромейко-Гурко и беседе в VIII Отд. Р. техн. о-ва 10 февр. 1905 г. под председательством А.Н. Горчакова. - Санкт-Петербург : тип. П.Ф. Пантелеева, [1906]. - 20 с. : черт.; 32.

 

Источники

 

1.                 «Eiffel Tower for showing hour» [Электронный ресурс] // Scientific American Supplement , V. 67, 1909 Jan-Jun, Pp. 260—261. - Режим доступа: http://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=mdp.39015010798885;view=1up;seq=266. — Дата доступа: 11.02.2020.

2.                 Жуковский Н.Е. Теория прибора инженера Ромейко-Гурко. / Н. Е. Жуковский // Собр. соч. М-Л.: ГТТИ, 1949. — т. III. — С. 329-333.

3.                 Знаменитые династии России: еженедельное издание / издатель, учредитель, ред.: ООО "Де Агостини". - Москва : Де Агостини, 2014-. № 202: Ромейко-Гурко. - 2017. - 31 с.

4.                 Кудрявцева, Т. В. Ромейко-Гурко Николай Александрович. К 145-летию со дня рождения (1866) / Т. В. Кудрявцева // Знай и люби свой край : библиогр. указ. / Смолен. обл. универ. б-ка, Отд. краевед. лит. - Смоленск, 2011. - С. 79-84.

5.                 Михайлов, М. И часовщик, и путеец [Электронный ресурс] / М. И. Михайлов // Октябр. магистраль. - 2013. - № 44. - Режим доступа: https://web.archive.org/web/20131202221459/http:/www.oktmag.ru/archive/?aday=10&amonth=06&ayear=2011. - Дата доступа: 16.10.2019.

6.                 Нарбут, Андрей Николаевич. Гурко-Ромейки. — М., 1998. — 44 с. — (Родословные росписи ; Вып. 10).

7.                 Николай Александрович Ромейко-Гурко (р. 1866 ум. 1923) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.rodovid.org/wk/Запись:751730. - Дата доступа: 13.11.2019.

8.                 Ромейко-Гурко, Николай Александрович [Электронный ресурс]. // Википедия - свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Ромейко-Гурко, Николай Александрович. - Дата доступа: 16.10.2019.

9.                 Смолянин установил светящиеся часы на Эйфелевой башне [Электронный ресурс] // Смол. газ. - 2010. - 19 авг. (№ 424). - Режим доступа: https://smolgazeta.ru/history/4517-smolyanin-ustanovil-svetyashhiesya-chasy-na.html. - Дата доступа: 16.10.2019.

10.            Трофимов, А. Я. Ромейко-Гурко Николай Александрович [Электронный ресурс] / А. Я. Трофимов // Рабочий путь. 1991. - 26 сент. - (Культурное наследие земли Смоленской). - Режим доступа: nasledie.admin-smolensk.ruПерсоналииr/romejko-gurko-nikolaj. - Дата доступа: 13.11.2019.

 

 

РНТБ, 2020.