Республиканская
научно-техническая библиотека
|
|
|||||||||||||
Прусов Петр Михайлович (06.01.1942
– 19.03.2017) Советский и российский конструктор автомобилей, главный
конструктор АвтоВАЗа (1998-2003), доктор технических наук,
создатель первого в мире внедорожника с несущим кузовом. Заслуженный
машиностроитель Российской Федерации. Заслуженный конструктор Российской
Федерации. Петр
Михайлович Прусов родился в деревне Зубки Лиозненского района Витебской
области 6 января 1942 г., был пятым и последним ребенком в семье. Отец -
Михаил Владимирович Прусов, бригадир колхоза, участник боевых действий трех
войн, кавалер ордена Красной Звезды. Мать - Ольга Емельяновна Прусова,
рабочая колхоза, удостоена ордена «Знак Почета» и двух бронзовых медалей ВДНХ
СССР. В 1958-1962
гг. Прусов П.М. учился в Городокском техникуме механизации сельского
хозяйства (Лиозненский район Витебской области) и одновременно в 1961 г. поступил
в Горыгорецкую сельскохозяйственную академию (г. Горки Могилевской области),
которую вынужден был оставить после 1-го курса. Короткое
время работал инженером по механизации в колхозе имени Калинина Колышанского
сельсовета Лиозненского района. Осенью 1962 г. его призвали на службу в
армию, и в 1963 г. он оказался в составе ограниченного контингента советских
специалистов в Алжире на разминировании алжиро-марокканской и
алжиро-тунисской границ. Здесь П.М. Прусов получил тяжелое ранение. В 1965
г. поступил в Запорожский машиностроительный институт имени В.Я. Чубаря,
который окончил в 1970 г. по специальности «Автомобили и тракторы». В годы
учебы одновременно, с 1967 г., подрабатывал на заводе «Коммунар» (ныне - Запорожский
автомобилестроительный завод). После
окончания Запорожского машиностроительного института в 1970 г. приехал на
Волжский автомобильный завод, где начал свою трудовую деятельность и прошел
путь от рядового инженера-конструктора до главного конструктора АО «АвтоВАЗ».
Благодаря незаурядным качествам, уже в 1972 г., был назначен ведущим
конструктором проекта Э2121 - будущей «Нивы»; с 1983 по 1998 гг. был
заместителем главного конструктора, а с 1998 по 2003 гг. - главным
конструктором АвтоВАЗа. Конструкция
«Нивы» в 1970-е годы была революционной: никогда еще в мире джип не строился
на узлах легкового автомобиля. Такая схема, как у «Нивы» (несущий кузов,
независимая передняя подвеска, дисковые тормоза), была предложена впервые
(полноприводный Audi Quattro появился тремя годами позже). ВАЗ-2121 «Нива» - четырехместный легковой автомобиль
повышенной проходимости. «Нива»
пошла в серию 5 апреля 1977 г. Всего было выпущено более двух с половиной
миллионов внедорожников. Прусов
рассказывал, что название «Нива» составлено по первым буквам имен детей - его
и главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева. Спецмодификации
«Нивы» ценились и у медиков, и у милиционеров. Разработаны были броневики и
внедорожники для путешественников. Специально для военных инженеры ВАЗа
создали болотоход. Среди
достижений «Нивы» - первый комфортабельный малогабаритный внедорожник в мире;
первый автомобиль на Северном полюсе; первый внедорожник, который поднялся в
лагерь под Эверестом на высоту 5200 м, а в Гималаях - на высоту 5726 м над
уровнем моря. Пятнадцать лет «советский джип» проработал в Антарктиде и
дважды покорил Северный полюс. Петр
Михайлович Прусов принимал участие в разработке многих других моделей
АвтоВАЗа - в проектировании ВАЗ-1111 «Ока», семейства автомобилей ВАЗ-2110 и
Samara 2, ВАЗ-2123, семейства автомобилей Kalina, а также ряда концептуальных
моделей. Свою
лепту Петр Михайлович внес в развитие таких проектов как «ЛАДА САМАРА»
(«восьмерка», «девятка» и ее модификации - «93-я» и «99-я» модели); «ОКА»,
«ЛАДА 110», «ЛАДА КАЛИНА», «ЛАДА ПРИОРА». Многие идеи воплотились в этих
автомобилях при его поддержке и по его инициативе. Именно Прусову П.М.
довелось принимать ключевые решения в ранге руководителя конструкторской службы. В
течение трудовой деятельности Петр Михайлович Прусов одновременно являлся председателем
Совета главных конструкторов автомобильных заводов России (1998 г.), техническим
руководителем проекта по выпуску автомобилей ВАЗ-2110 из машинокомплектов ОАО
«АвтоВАЗ» в г. Черкассы (Украина) (2000 г.); техническим руководителем
проекта по выпуску внедорожников «Нива» ВАЗ-21213 в г. Усть-Каменогорске
(Казахстан) (2002 г.). В марте
2003 г., в связи с уходом на пенсию, Петр Михайлович Прусов был освобожден от
должности главного конструктора, однако продолжил активную работу на
предприятии. С февраля 2017 г. работал советником вице-президента по
персоналу и социальной политике ПАО «АвтоВАЗ». В
2007-2014 гг. Петр Михайлович являлся ведущим инженером-конструктором отдела
омологации управления проектирования и сопровождения состава автомобиля ПАО
«АвтоВАЗ». В
2007-2011 гг. - руководитель рабочей группы по проектам производства
автомобилей LADA в Чеченской Республике. С февраля 2017 г. П.М. Прусов
работал советником вице-президента по персоналу и социальной политике ПАО
«АвтоВАЗ». Труд
Петра Михайловича отмечен многими наградами, в числе которых: орден «Знак
Почета» (1976), медаль «За трудовую доблесть» (1986), золотая медаль Петра
Великого «За трудовую доблесть» (2007), Почетная награда Американского
Биографического Института за выдающиеся достижения в автомобильной индустрии
(2008), Установка именной Звезды на Аллее технической славы в г. Флинт
(2010), официально зарегистрированная регалия (крест) Hubners Who is Who
одноименного Международного Швейцарского энциклопедического издательства
(2010). Петр
Михайлович Прусов был великим человеком, создателем первого в мире
внедорожника с несущим кузовом - легендарной ВАЗ-2121 «Нива», которая сегодня
носит имя LADA 4×4 и остается крайне популярной в России и за рубежом. Он
сумел воплотить в жизнь незаурядные проекты, оставившие свой след в истории АвтоВАЗа
и отечественного автомобилестроения. Масштабы деятельности Петра Михайловича
давно пересекли пределы Тольятти и АвтоВАЗа. Умер Петр Михайлович 19 марта 2017 г. Похоронен на
Тольяттинском городском кладбище. Источники 1.
Земляки - Петр
Михайлович Прусов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://liozno.info/index/prusov/0-22.
- Дата доступа: 06.08.2018. 2.
Костякова, Е.
Интервью с Пётром Прусовым, создателем автомобиля ВАЗ-2121 «Нива», главным
конструктором Волжского автозавода (1998 - 2003 гг.) («АВТОСТАТ»)
[Электронный ресурс] (22.03.2017) / Е. Костякова. - Режим доступа: https://www.autostat.ru/interview/29420/.
- Дата доступа: 06.08.2018. 3.
Никитин, А. Петр
Прусов: «Первый конкурент «Нивы» появился лишь через десять лет после ее
выпуска. Это был «японец» Suzuki Vitara. Полностью слизанная машина»
[Электронный ресурс] : интервью с Петром Прусовым / А. Никитин. - Режим
доступа: http://www.itogi.ru/avto-exclus/2012/25/179138.html.
- Дата доступа: 06.08.2018. 4.
Прусов Пётр
Михайлович (1942-2017)
- советский и российский автомобильный конструктор, главный конструктор АвтоВАЗа (1998-2003), доктор технических наук Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Прусов,_Пётр_Михайлович.
- Дата доступа: 06.08.2018. 5.
Светлая память
создателю «Нивы»… [Прусов Петр Михайлович] [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://www.drive2.ru/b/468838905983009505/.
- Дата доступа: 06.08.2018. 6.
Стуканова, Д. Н.
Пётр Прусов [Электронный ресурс] / Диана Стуканова ; ред.-сост. А. Е.
Степанов. - Тольятти, 2011. - 192 с. (+240 c.). – (Серия «Творцы АВТОВАЗа» ;
вып 6). - Режим доступа: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A1/stukanova-diana-nikolaevna/pyotr-prusov.
- Дата доступа: 06.08.2018. 7.
Модификации Ваз
2121 Нива [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sovietcars.net/article/modifikatsii-vaz-2121-niva/ . - Дата доступа: 30.08.2018. Модификации ВАЗ-2121 «Нива» (Lada 4x4 Niva)
РНТБ, 2018. |
||||||||||||||
|
|