Республиканская научно-техническая библиотека

 

Описание: D:\BD\BELNAMES\images\TITBD.jpg

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\to_glav1.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\to_spis1.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\a_plus2.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\a_minus2.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\1n.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\3n.gif

Прусов Петр Михайлович

Описание: 92

(06.01.1942 – 19.03.2017)

 

Советский и российский конструктор автомобилей, главный конструктор АвтоВАЗа (1998-2003), доктор технических наук, создатель первого в мире внедорожника с несущим кузовом. Заслуженный машиностроитель Российской Федерации. Заслуженный конструктор Российской Федерации.

 

Описание: Описание: http://images.aif.by/007/454/be1d9dd2c153ce7a70607521db6b00df.jpg

Петр Михайлович Прусов родился в деревне Зубки Лиозненского района Витебской области 6 января 1942 г., был пятым и последним ребенком в семье. Отец - Михаил Владимирович Прусов, бригадир колхоза, участник боевых действий трех войн, кавалер ордена Красной Звезды. Мать - Ольга Емельяновна Прусова, рабочая колхоза, удостоена ордена «Знак Почета» и двух бронзовых медалей ВДНХ СССР.

В 1958-1962 гг. Прусов П.М. учился в Городокском техникуме механизации сельского хозяйства (Лиозненский район Витебской области) и одновременно в 1961 г. поступил в Горыгорецкую сельскохозяйственную академию (г. Горки Могилевской области), которую вынужден был оставить после 1-го курса.

Короткое время работал инженером по механизации в колхозе имени Калинина Колышанского сельсовета Лиозненского района. Осенью 1962 г. его призвали на службу в армию, и в 1963 г. он оказался в составе ограниченного контингента советских специалистов в Алжире на разминировании алжиро-марокканской и алжиро-тунисской границ. Здесь П.М. Прусов получил тяжелое ранение.

В 1965 г. поступил в Запорожский машиностроительный институт имени В.Я. Чубаря, который окончил в 1970 г. по специальности «Автомобили и тракторы». В годы учебы одновременно, с 1967 г., подрабатывал на заводе «Коммунар» (ныне - Запорожский автомобилестроительный завод).

После окончания Запорожского машиностроительного института в 1970 г. приехал на Волжский автомобильный завод, где начал свою трудовую деятельность и прошел путь от рядового инженера-конструктора до главного конструктора АО «АвтоВАЗ». Благодаря незаурядным качествам, уже в 1972 г., был назначен ведущим конструктором проекта Э2121 - будущей «Нивы»; с 1983 по 1998 гг. был заместителем главного конструктора, а с 1998 по 2003 гг. - главным конструктором АвтоВАЗа.

Конструкция «Нивы» в 1970-е годы была революционной: никогда еще в мире джип не строился на узлах легкового автомобиля. Такая схема, как у «Нивы» (несущий кузов, независимая передняя подвеска, дисковые тормоза), была предложена впервые (полноприводный Audi Quattro появился тремя годами позже).

Описание: VAZ_2121_nivaВАЗ-2121 «Нива» - четырехместный легковой автомобиль повышенной проходимости.

 

«Нива» пошла в серию 5 апреля 1977 г. Всего было выпущено более двух с половиной миллионов внедорожников.

Прусов рассказывал, что название «Нива» составлено по первым буквам имен детей - его и главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева.

Спецмодификации «Нивы» ценились и у медиков, и у милиционеров. Разработаны были броневики и внедорожники для путешественников. Специально для военных инженеры ВАЗа создали болотоход.

Среди достижений «Нивы» - первый комфортабельный малогабаритный внедорожник в мире; первый автомобиль на Северном полюсе; первый внедорожник, который поднялся в лагерь под Эверестом на высоту 5200 м, а в Гималаях - на высоту 5726 м над уровнем моря. Пятнадцать лет «советский джип» проработал в Антарктиде и дважды покорил Северный полюс.

Петр Михайлович Прусов принимал участие в разработке многих других моделей АвтоВАЗа - в проектировании ВАЗ-1111 «Ока», семейства автомобилей ВАЗ-2110 и Samara 2, ВАЗ-2123, семейства автомобилей Kalina, а также ряда концептуальных моделей.

Свою лепту Петр Михайлович внес в развитие таких проектов как «ЛАДА САМАРА» («восьмерка», «девятка» и ее модификации - «93-я» и «99-я» модели); «ОКА», «ЛАДА 110», «ЛАДА КАЛИНА», «ЛАДА ПРИОРА». Многие идеи воплотились в этих автомобилях при его поддержке и по его инициативе. Именно Прусову П.М. довелось принимать ключевые решения в ранге руководителя конструкторской службы.

В течение трудовой деятельности Петр Михайлович Прусов одновременно являлся председателем Совета главных конструкторов автомобильных заводов России (1998 г.), техническим руководителем проекта по выпуску автомобилей ВАЗ-2110 из машинокомплектов ОАО «АвтоВАЗ» в г. Черкассы (Украина) (2000 г.); техническим руководителем проекта по выпуску внедорожников «Нива» ВАЗ-21213 в г. Усть-Каменогорске (Казахстан) (2002 г.).

В марте 2003 г., в связи с уходом на пенсию, Петр Михайлович Прусов был освобожден от должности главного конструктора, однако продолжил активную работу на предприятии. С февраля 2017 г. работал советником вице-президента по персоналу и социальной политике ПАО «АвтоВАЗ».

В 2007-2014 гг. Петр Михайлович являлся ведущим инженером-конструктором отдела омологации управления проектирования и сопровождения состава автомобиля ПАО «АвтоВАЗ».

В 2007-2011 гг. - руководитель рабочей группы по проектам производства автомобилей LADA в Чеченской Республике. С февраля 2017 г. П.М. Прусов работал советником вице-президента по персоналу и социальной политике ПАО «АвтоВАЗ».

Труд Петра Михайловича отмечен многими наградами, в числе которых: орден «Знак Почета» (1976), медаль «За трудовую доблесть» (1986), золотая медаль Петра Великого «За трудовую доблесть» (2007), Почетная награда Американского Биографического Института за выдающиеся достижения в автомобильной индустрии (2008), Установка именной Звезды на Аллее технической славы в г. Флинт (2010), официально зарегистрированная регалия (крест) Hubners Who is Who одноименного Международного Швейцарского энциклопедического издательства (2010).

Петр Михайлович Прусов был великим человеком, создателем первого в мире внедорожника с несущим кузовом - легендарной ВАЗ-2121 «Нива», которая сегодня носит имя LADA 4×4 и остается крайне популярной в России и за рубежом. Он сумел воплотить в жизнь незаурядные проекты, оставившие свой след в истории АвтоВАЗа и отечественного автомобилестроения. Масштабы деятельности Петра Михайловича давно пересекли пределы Тольятти и АвтоВАЗа.

Умер Петр Михайлович 19 марта 2017 г. Похоронен на Тольяттинском городском кладбище. 

 

Источники

 

1.                Земляки - Петр Михайлович Прусов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://liozno.info/index/prusov/0-22. - Дата доступа: 06.08.2018.

2.                Костякова, Е. Интервью с Пётром Прусовым, создателем автомобиля ВАЗ-2121 «Нива», главным конструктором Волжского автозавода (1998 - 2003 гг.) («АВТОСТАТ») [Электронный ресурс] (22.03.2017) / Е. Костякова. - Режим доступа: https://www.autostat.ru/interview/29420/. - Дата доступа: 06.08.2018.

3.                Никитин, А. Петр Прусов: «Первый конкурент «Нивы» появился лишь через десять лет после ее выпуска. Это был «японец» Suzuki Vitara. Полностью слизанная машина» [Электронный ресурс] : интервью с Петром Прусовым / А. Никитин. - Режим доступа: http://www.itogi.ru/avto-exclus/2012/25/179138.html. - Дата доступа: 06.08.2018.

4.                Прусов Пётр Михайлович (1942-2017) - советский и российский автомобильный конструктор, главный конструктор АвтоВАЗа (1998-2003), доктор технических наук Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Прусов,_Пётр_Михайлович. - Дата доступа: 06.08.2018.

5.                Светлая память создателю «Нивы»… [Прусов Петр Михайлович] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.drive2.ru/b/468838905983009505/. - Дата доступа: 06.08.2018.

6.                Стуканова, Д. Н. Пётр Прусов [Электронный ресурс] / Диана Стуканова ; ред.-сост. А. Е. Степанов. - Тольятти, 2011. - 192 с. (+240 c.). – (Серия «Творцы АВТОВАЗа» ; вып 6). - Режим доступа: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A1/stukanova-diana-nikolaevna/pyotr-prusov. - Дата доступа: 06.08.2018.

7.                Модификации Ваз 2121 Нива [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sovietcars.net/article/modifikatsii-vaz-2121-niva/ . - Дата доступа: 30.08.2018.

 

Модификации ВАЗ-2121 «Нива» (Lada 4x4 Niva)

 

 

Описание: vaz-212182-1024x645

Описание: 213102-01-1

ВАЗ-212182 «Форс» Бронеавтомобиль.

ВАЗ-2131-02 НИВА

Описание: 2131-SP-1024x720

Описание: c8b223f1

ВАЗ-2131 СП Скорая помощь

LADA 4x4 Pickup (на базе ВАЗ-21213)

Описание: LADA URBAN

Описание: 212183_NIVA

LADA 4x4 Urban

LADA 4x4 Landole (ВАЗ-212183)

 

 

 

РНТБ, 2018.

 

 

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\7n.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\9n.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\r_end1.gif