Республиканская научно-техническая библиотека

 

 

 

Прудников Иван Савельевич

(1919 — 2005)

 

Доктор технических наук (1958 г.), лауреат Ленинской премии (1961 г.), инженер - конструктор ракетно-космической техники (межконтинентальных баллистических ракет, искусственных спутников Земли, космических кораблей типа "Союз"), один из главных участников советских пилотируемых лунных программ.

 

.. до поры до времени все-таки

остаетесь Вы безымянными.

Гениальными невидимками...

Низкий-низкий поклон Вам, люди.

Вам. великие. Без фамилий.

Роберт Рождественский

 

Иван Савельевич Прудников родился 16 июня 1919 г. в д. Папоротка Климовичского уезда Гомельской губернии (ныне Климовичский район Могилевской области) в крестьянской семье. В 1924 г. вместе с семьей выехал в Краснодарский край под влиянием государственной компании по заселению свободных земель на Кубани. В 1933 г. Иван вернулся на родину, но вскоре выехал в Краматорск (Донецкая обл., Украина), позже - к старшему брату в Воронеж. После окончания средней школы в 1936 г. Иван Савельевич учился в Сталинградском механическом институте (ныне Волгоградский политехнический институт) на автотракторном факультете. В 1941 г. окончил его с отличием. В июле-августе 1941 г. работал на Сталинградском тракторном заводе технологом, потом наладчиком станков в цехе по выпуску танков Т-34.

С 3 сентября 1942 г. до марта 1946 г. работал на эвакуированном из г. Сумы заводе № 724 имени М. Фрунзе в г. Чирчик Ташкентской области. Возглавлял конструкторское бюро инструментов и приспособлений.

С 1946 г. Иван Прудников начал работу в области ракетостроения. Вначале работал инженером-механиком в научно-исследовательском институте № 88 (ныне ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королева) в отделе главного конструктора С. П. Королева ОКБ-1.

Прудников принимал участие в создании первой отечественной баллистической ракеты дальнего действия Р-1, ракеты-носителя Р-2. Учился в аспирантуре (научный руководитель Королев). В 1955 г. защитил кандидатскую диссертацию. Интересно, что Сергей Павлович Королев только однажды был научным руководителем И. С. Прудникова - при подготовке Иваном Савельевичем кандидатской диссертации в 1955 г.

В 1956-1966 гг. И. С. Прудников возглавлял проектно-конструкторский отдел головных частей баллистических ракет дальнего действия  Р-5, Р-7, Р-9 и Р-9А, с 1964 года - начальник отдела по проектированию космических кораблей.

Двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 несла ядерный боевой заряд и могла его доставить в любую точку территории вероятного противника. Предварительные изыскания по созданию такой ракеты начались в 1950 г. при выполнении работ по теме Н3 "Исследование перспектив создания РДД различных типов с дальностью полета 5000-10 000 км с массой боевой части 1-10 т". Работы по разработке ракеты проводились согласно постановлению от 13 февраля 1953 г., для выполнения которых в ОКБ-1 был создан ряд новых подразделений.

Цель темы Т-1 - разработка эскизного проекта двухступенчатой баллистической ракеты дальнего действия массой до 170 т с отделяющейся головной частью массой 3000 кг на дальность 8000 км. Основными исполнителями темы Н3 и Т-1 в ОКБ-1 были: Р. Ф. Аппазов, К. Д. Бушуев, Г. С. Ветров, В. Ф. Гладкий, П. И. Ермолаев, П. А. Ершов, Я. П. Коляко, С. С. Крюков, А. Ф. Кулябин, С. С. Лавров, В. П. Мишин, И. С. Прудников, В. Ф. Рощин, Е. Ф. Рязанов, И. Н. Садовский, Б. Е. Черток, П. Ф. Шульгин и др. Теоретический чертеж ракеты Р-7 С. П. Королев утвердил 11 марта 1955 г., а 25 июля 1956 г. были подписаны материалы уточненного эскизного проекта.

Разработка конструкторской документации на ракету Р-7 началась еще в 1953 г. после совещания у главного конструктора, на котором присутствовал министр оборонной промышленности Д. Ф. Устинов. Он подчеркнул важность и срочность задания и обещал любую помощь коллективу. Конструкторскую документацию разрабатывал отдел 4 (начальник отдела Э. И. Корженевский), состоявший из пяти секторов; работы по головным частям, ввиду особой секретности, были выделены в специальный отдел 8 (начальник отдела П. И. Мелешин, затем И. С. Прудников). Несмотря на все трудности, первый летный образец ракеты Р-7 в конце 1956 г. был отправлен на полигон.

Четвертый пуск ракеты Р-7 № М1-8 21 августа 1957 г. в 15 ч 25 мин оказался успешным, и ракета впервые достигла района цели. Основным недостатком этого пуска явилось разрушение головной части в плотных слоях атмосферы на нисходящем участке траектории, причем экспериментальных данных о причинах этого разрушения получено не было, так как телеметрические записи прекратились за 15-20 секунд до падения головной части. В результате анализа упавших элементов конструкции головной части установлено, что разрушение началось с наконечника головной части, и одновременно уточнены величины уноса ее теплозащитного покрытия. Это позволило доработать документацию на головную часть, уточнить компоновку, конструкторские и прочностные расчеты (ими занимались И. С. Прудников, В. Ф. Рощин, А. Г. Решетин, Б. П. Плотников, Н. А. Воронцов, Н. А. Павлов, В. Ф. Садовый, К. М. Хомяков) и изготовить ее в кратчайшие сроки для очередного пуска.

В средствах массовой информации 27 августа 1957 г. было опубликовано сообщение ТАСС об успешных испытаниях в Советском Союзе межконтинентальной баллистической ракеты, а также взрывы ядерного и термоядерного оружия. Очередной пуск ракеты Р-7, проведенный 7 сентября 1957 г., в основном подтвердил результаты предыдущего пуска. Положительные результаты полета ракет на активном участке траектории позволили использовать их для запуска первых двух искусственных спутников Земли (типа ПС). В качестве их носителей использовались ракеты № 1ПС и 2ПС, которые доработали с учетом решаемых задач и опыта летной отработки.

По результатам шести запусков ракеты Р-7 были доработаны головная часть (заменена новой) и система ее отделения, применены щелевые антенны телеметрической системы "Трал", эффективность которых подтвердили последующие пуски.

Пуски ракет Р-7 24 мая и 10 июля 1958 г. завершили летно-конструкторские испытания второго этапа. Впервые полностью успешно прошел пуск ракеты Р-7 № М1-10 29 марта 1958 г. в 17 ч 41 мин (головная часть достигла цели без разрушения). Таким образом, была решена «проблема № 1» - создание головных частей межконтинентальных баллистических ракет со специальным снаряжением. А вместе с ней - и задача разработки аппаратов, которые могли бы спускаться с орбиты искусственного спутника Земли, возвращая грузы, животных, а затем и космонавтов.

Программа летно-конструкторских испытаний экспериментальных ракет Р-7 в основном была выполнена. Получены результаты, показывающие правильность основных принципиальных решений, заложенных в конструкцию ракеты, двигателей и систему управления. Отработаны техника старта, динамика управляемого полета на I и II ступенях, система радиоуправления и отделения головной части. Проверены и реализованы мероприятия по обеспечению достижения головной частью цели, Получены опытные данные по действительной траектории полета на заданную дальность и данные, подтверждающие, что принятые гарантийные запасы компонентов топлива достаточны.

Постановлением от 20 января 1960 г. межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 (8К71) была принята на вооружение Советской Армии.

В процессе создания ракеты Р-7 был решен целый ряд научно-технических проблем, составивших фундаментальную научно-техническую базу дальнейшего совершенствования ракетных и первых космических разработок. Ракета Р-7 стала базовой для создания ряда ее модификаций.

С 24 декабря 1959 г. начались летно-конструкторские испытания ракеты Р-7А (8К74) без системы радиоуправления и с головной частью новой конструкции. При стартовой массе 276 т с ГЧ массой 3 т ракета Р-7А стала иметь дальность полета 12 000 км. Упрощена была и методика подготовки ракеты к пуску. В ходе ЛКИ испытали восемь ракет, из которых семь свою задачу выполнили. Ракета Р-7А была принята на вооружение и заменила ракету Р-7.

Модификация двухступенчатой ракеты Р-7 - ракета-носитель "Спутник" (8К71ПС и 8А91) - обеспечила запуск первых трех искусственных спутников Земли.

С помощью трехступенчатых ракет-носителей 8К72 с блоком Е ("Восток") и 11А511 с блоком И ("Союз") можно было начинать исследования дальнего космоса и Луны, осуществлять полеты пилотируемых космических кораблей "Восток", "Восход", а в дальнейшем - "Союз". Было развернуто разностороннее исследование космического пространства и созданы условия для прикладного использования ракетно-космической техники в интересах науки, обороны и народного хозяйства. В дальнейшем эти ракеты-носители использовали для запуска космических аппаратов типа "Зенит", "Метеор", "Электрон", "Прогресс" и др.

В результате большой напряженной работы научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро создан первый в мире искусственный спутник Земли. 4 октября 1957 г. в СССР был произведен успешный запуск первого спутника.

Запуск первого спутника Земли и его полет получил ошеломляющий мировой резонанс. Практически вся мировая пресса говорила об этом событии. После окончания работ с первым спутником практически все участники работ по его запуску были отпущены в отпуск. Но уже 10 октября 1957 г. по личной просьбе Н. С. Хрущева было принято решение о срочной подготовке и запуске нового спутника Земли к 40-летию Октября.

Знаменитая ракета Р-7, созданная еще при жизни С. П. Королева, — первая в мире межконтинентальная ракета-носитель мощного боевого термоядерного заряда - сыграла историческую роль в судьбе земной цивилизации. Создание ракетно-ядерного щита спасло человечество от третьей мировой войны и положило начало для формирования паритета в области самых грозных вооружений, а затем и для объединения усилий в исследовании и освоении космического пространства. Модификации этой ракеты, обобщенно именуемой "семеркой", составили основу семейства ракет-носителей для выведения на орбиту различных космических аппаратов, начиная с первого в мире ИСЗ и до современных пилотируемых космических кораблей типа "Союз". Начиная с 1961 г. - полета Юрия Гагарина - "семерка" в отечественной космонавтике стала единственным средством для непосредственного проникновения человека в космос. Бывший носитель термоядерного заряда служит решению кардинальной проблемы космонавтики - созданию надежной системы снабжения орбитальных станций. Среди всех носителей, созданных в XX веке для практического использования космического пространства, "семерке" по праву принадлежит первое почетное место.

В 1958 г. ВАК СССР на основании представленных материалов (перечня научных трудов соискателя, отзывов о научной и инженерной деятельности, подписанных ведущими учеными страны, в том числе академиками М.В. Келдышем, В. А. Котельниковым, Л. И. Седовым и другими) присудила И. С. Прудникову без защиты диссертации ученую степень доктора технических наук.

Осенью 1964 г. создается ряд проектных отделов для разработки лунной программы. Головным назначается отдел 93, под руководством И. С. Прудникова, который будет вести работы по кораблям для лунной экспедиции. В отделы переводятся специалисты, ранее занимавшиеся проектом "Союз".

В конце 1964 г. С. П. Королев принимает предложение по осуществлению на орбите стыковки двух кораблей 7К. Работы по кораблю 7К, получившему название "Союз" и обозначение 7К-ОК  были продолжены с учетом нового назначения корабля и с полным использованием проектного задела и предусмотренных перспективных решений. В начале 1965 г. проектные работы по кораблю 7К сосредоточиваются в отделе 93 (И. С. Прудникова); к работам привлекаются специалисты, которые вели разработку корабля ранее. Первый запуск корабля "Союз" (заводской № 2) был осуществлен 28 ноября 1966 г. под названием "Космос-133".

Результаты трех беспилотных пусков были подвергнуты тщательному анализу, а рекомендации по выявленным замечаниям полностью выполнены. Перед ведущими специалистами ЦКБЭМ был поставлен вопрос: следует выполнить контрольный беспилотный пуск или можно идти на пилотируемый полет? Вопрос обсуждался на серии совещаний. На итоговом совещании у В. П. Мишина (с 1966 г. начальник и главный конструктор ЦКБЭМ) с приглашением широкого круга специалистов в центре обсуждения стоял тот же вопрос выбора, и одновременно заслушивались доклады о готовности систем и конструкции корабля к пилотируемому пуску. Многие выступили за проведение пилотируемого полета. С возражением против него выступил только И. С. Прудников, обосновав свое мнение тем, что тепловая защита требует дополнительной проверки. Однако большинство специалистов выразили уверенность в надежности доработанной защиты и успехе полета. По итогам обсуждений было внесено предложение о проведении пилотируемого испытательного полета, доложенное позже в ЦК КПСС. Так было принято решение, которое оказалось роковым.

Пилотируемый пуск "Союза-1" (заводской № 4) с космонавтом В. М. Комаровым на борту был осуществлен 23 апреля 1967 г. После выведения на орбиту выяснилось, что не раскрылась одна из двух панелей солнечных батарей. Кроме того, практически не работал датчик солнечно-звездной ориентации, и ориентация солнечных батарей на Солнце выполнялась вручную. В это время на ТК готовился к пуску второй корабль с экипажем из трех человек, с которым должен был сблизиться "Союз-1" и осуществить стыковку. В связи с серьезными замечаниями, выявленными на борту "Союза-1", принимается решение: пуск второго корабля отменить и осуществить спуск "Союза-1" досрочно. 24 апреля 1967 г. корабль пошел на посадку. В ЦКБЭМ прослушивались репортажи поисково-эвакуационной службы ВВС. Внезапно прервалась связь. Через несколько часов руководство объявило, что произошла катастрофа и В. М. Комаров погиб при приземлении. Трагедия потрясла всех. Тяжело ее переживали специалисты, все, кто участвовал в разработке "Союза", тренировках экипажей, в подготовке корабля к пуску и в управлении полетом.

В 1966-1974 гг. Прудников возглавлял отдел по проектированию космических кораблей и разработке ракетно-космического комплекса для экспедиции на Луну (ЛК) «Звезда-2». А в течение девяти лет, с 1974 по 1982 год, Иван Савельевич был главным конструктором одного из тематических направлений НПО «Энергия», в задачи которого на первых порах входила разработка лунного экспедиционного комплекса.

Лунное посадочное устройство (ЛПУ) стало принципиально новой разработкой. Первый же полет ЛК, именовавшегося Т2К («Космос‑379»), 24 ноября 1970 г. прошел без серьезных замечаний. Во многом этому способствовали самоотверженные усилия Ивана Савельевича Прудникова, его заместителя Евгения Рязанова и других. Всего пусков было три.

28 июня 1974 г. министр утвердил новую структурную схему НПО «Энергия», в которой уже не было должности главного конструктора H1. Валентин Петрович Глушко был назначен директором и генеральным конструктором. По предложению Глушко были введены должности главных конструкторов по направлениям, подчинявшимся ему непосредственно. Руководить разработкой, лунного экспедиционного комплекса под шифром «Звезда» Глушко поручил двум вполне заслуженным деятелям королевской школы. Константин Бушуев возглавлял разработку кораблей для полета к Луне и возвращения на Землю, а Ивану Прудникову было поручено руководить строительством лунного городка, в котором предусматривался жилой модуль, атомная электростанция, лабораторный модуль, заводской модуль и управляемый водителем лунный вездеход с радиусом действия до 200 километров.

Основными элементами комплекса, предназначенными для доставки экипажа на Луну, обеспечения его длительного пребывания на поверхности Луны, а также возвращения экипажа на Землю, являлись:

- лунный экспедиционный корабль, включавший посадочную часть и взлетную возвращаемую на Землю ступень;

- лабораторно-жилой модуль на три человека как основная база для жизни и работы экспедиции.

Лабораторно-жилой модуль

 

1. Шлюзовая камера

2. Санитарно-бытовой отсек

3. Каюты экипажа

4. Лаборатория

5. Хранилище продуктов, камбуз

6. Кают-компания

7. Отсек управления и связи

8. Посадочная ступень

 

Для проведения исследований, организации на Луне производства, ведения монтажных и других работ комплекс, включал:

- луноход для проведения исследований на поверхности Луны, включая глубокое бурение в радиусе до 200 км от базы, разгрузочно-погрузочных работ, заглубления ядерной энергетической установки и планировки площадок;

- лабораторно-заводской модуль как исследовательская база с биотехнической и физико-технической лабораториями и заводом по производству кислорода из лунных пород.

Кроме того, в состав комплекса входили:

- ядерная энергетическая установка для электропитания всех модулей лунной базы (наряду с этим каждый объект комплекса имел свою автономную энергоустановку);

- транспортный корабль доставки расходуемых компонентов и материалов, а также технических средств для лунной базы.

Таким образом, технические возможности создания в короткие сроки лунного экспедиционного комплекса, которые открывались доставкой на Луну полезного груза массой до 22 т при одном пуске РН с грузом массой до 230 т, позволяли наметить и осуществить обширную программу работ на Луне, включающую исследования в области планетологии, астрофизики, медицины и биологии, производства новых материалов и газов в лунных условиях (в частности, производства кислорода из лунных пород), а также использование Луны в народнохозяйственных целях.

Общую, проектную, часть работ по разработке ЛОК и ЛК выполняли И. С. Прудников и сотрудники его отдела, в том числе А. А. Саркисьян и В. М. Филин, руководить конструированием и испытаниями пришлось Сыромятникову В. С. В нижней части ЛК устанавливались четыре ноги-опоры, каждая из которых содержала несколько амортизаторов, размещаемых в опорной стойке, в двух боковых подкосах и на опорных «башмаках». При посадке на поверхность Луны амортизаторы поглощали энергию за счет деформации специальных «сотовых» вкладышей, сделанных из тонкой, но очень прочной титановой фольги. Конструкция оказалась эффективной, с очень большой удельной энергией (на единицу массы) деформируемых при ударе вкладышей. Кстати, американцы использовали не столь эффективную алюминиевую фольгу. В целом ЛПУ было настоящей инопланетной конструкцией и по своему внешнему виду, и по существу.

В 1982 г. И. С. Прудников вышел на пенсию, но до 1995 г. работал в должности старшего научного сотрудника в РКК «Энергия» имени С. П. Королева. Принимал непосредственное участие практически во всех основных работах КБ-1 по созданию ракетно-космической техники и освоении космического пространства, был одним из участников разработки советских пилотируемых программ на Луну, входил в состав руководства головного конструкторского бюро в начале работ по комплексу МКС "Энергия – Буран". Имеет 4 авторских свидетельства, подготовил двух кандидатов технических наук. Лауреат Ленинской премии, награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалью «За доблестный труд». Умер Иван Савельевич в 2005 г .

 

 

 

 

 

Руководящий состав головного конструкторского бюро в начале работ по комплексу "Энергия – Буран", в третьем ряду И.С. Прудников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ветераны в музее предприятияВетераны в музее предприятия: Б.А. Родионов,M.C. Хомяков, И.И. Райков, Б.А. Дорофеев,А.П. Абрамов. .И. Осташев, Б.Е. Гуцков, И.С. Прудников (крайний справа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники

 

1.     [Пруднікаў Іван Савельевіч] // 250 асоб з Беларусі ў дыялогах культур = 250 People from Belarus in the Dialogue of Cultures. - Мінск, 2008. – С. 145-146. – (Канструктары і вынаходнікі). - Тэкст парал. бел., англ.

2.     Ракетно - космическая корпорация Энергия имени С.П. Королева (1946 – 1996) / Ю.П. Семенов (гл. ред.). – 1996. - РКК Энергия. – 672 с.

3.     Сыромятников, В. С. 100 рассказов о стыковке и о других приключениях в космосе и на Земле. Часть 1: 20 лет назад / В. С. Сыромятников. – Москва : Логос, 2003. - 568 с.

4.     Черток, Б. Е. Ракеты и люди. Лунная гонка. - 2-е изд.  / Б. Е. Черток. – Москва : Машиностроение, 1999. - 538 с.