Республиканская научно-техническая библиотека

 

Пиотрович Петр Иванович

92

(1882 ?)

Изобретатель станка для расточки цилиндров, тележки для перекатки паровозных скатов.

 

P3Петр Иванович Пиотрович (Piotrowicz) родился в 1882 г. в деревне Уно Оршанского уезда Могилевской губернии. Семья жила довольно бедно - отец Петра Ивановича был машинистом на спичечной фабрике «Уно» и получал скудное вознаграждение. Первая в Беларуси спичечная фабрика была основана в имении Уно в 1863 году и просуществовала до 1885 года. Она принадлежала Рижскому акционерному товариществу и производила шведские спички из осины, более 5 миллионов коробков спичек в год. В 1885 году на фабрике работали 74 человека, среди них 14 мужчин, 9 женщин, 10 мальчиков и 41 девочка. Рабочий день на фабрике составлял 10 часов, средняя заработная плата - 30–60 копеек в день (120 рублей в год). Продукция фабрики сбывалась по всей Российской империи.

Около 1890 г. Пиотровичи переехали в г. Сураж Витебской губернии, где отец получил место машиниста на паровой мельнице. Здесь Петра отдали в народную школу, которую он и окончил. Продолжать образование за отсутствием средств не пришлось, и Петр стал работать при отце, присматриваясь к его работе. Ему удалось практически ознакомиться с механикой и обработкой металла. В шестнадцать лет он переехал с родными в Витебск и здесь поступил помощником машиниста на пароход, совершавший рейсы по Западной Двине. Летом плавал на пароходе, а зимой работал слесарем и токарем по металлу. В качестве токаря некоторое время служил на писчебумажной фабрике, а с 1899 г. вместе с отцом поступил на Московско-Киево-Воронежскую железную дорогу в Брянское депо. Здесь Петр Иванович впервые заинтересовался паровозным делом и вскоре стал ездить помощником паровозного машиниста.

Военная служба оторвала Пиотровича на несколько лет от работы по специальности и лишь по окончании службы он возвращается на железную дорогу, сначала опять на Московско-Киево-Воронежскую, потом на Московско-Курскую и Юго-Восточную, работая в промежутках на заводах юга, Москвы и Ленинграда. Во время первой мировой войны был мобилизован и как механик назначен в Карскую крепостную воздухоплавательную роту, а оттуда командирован в Ленинград на авиационный завод, где работал под руководством инженера В. А. Слесарева на постройке летательного аппарата, изобретенного этим инженером.

В конце 1917 года, после демобилизации из армии, Пиотрович поступил на Московско-Киево-Воронежскую железную дорогу в депо ст. Малоярославец.

Одним из главных условий исправной работы паровозной машины являлась правильная цилиндрическая форма и чистота внутренней (рабочей) поверхности паровых цилиндров и золотниковых коробок. При работе паровоза, с течением времени, эта поверхность изнашивалась вследствие постоянного трения о нее паровозных поршней и золотников. Последствием этого являлась так называемая овализация: сечение парового цилиндра или золотниковой втулки отступает от правильной формы круга и принимает несколько овальную форму. Овализация влекла за собой появление пропуска пара поршнями и золотниками.

Надпись:  
Станок конструкции Пиотровича для расточки цилиндров и золотниковых втулок.
 Кроме явления овализации при износе цилиндров и золотниковых втулок появлялись также местные царапины, выработки, выступы и пр.

Поэтому важнейшей задачей содержания паровозной машины в исправности являлась периодическая расточка цилиндров и золотниковых втулок. Расточка эта могла производиться на обыкновенных токарных станках, но для этого требовалось снятие подлежащих расточке деталей с паровоза, т.е. для расточки втулок золотников требовалась выпрессовка их из золотниковых коробок (так как эти втулки запрессовываются на свои места под давлением гидравлического пресса), а для расточки цилиндров требовалась отвалка их от паровозной рамы. Чтобы избежать этой тяжелой работы предпочитали пользоваться для расточки переносными станками, позволяющими растачивать цилиндры и золотниковые втулки, не снимая их с паровоза.

Когда появились первые паровозы с круглыми золотниками, Петр Иванович обратил внимание на значительные трудности расточки золотниковых втулок и неудовлетворительность конструкций, имеющихся для этих станков. Он задался целью найти свою, более усовершенствованную конструкцию и создать соответствующий станок.

После ряда опытов, которые поддерживались начальником участка, Пиотрович сконструировал переносной станок для расточки цилиндров и золотниковых втулок. Станок этот приводился в действие от руки, однако он без особых затруднений мог бы быть приспособлен для работы и от электромотора.

Впервые станок Пиотровича был собран и испытан на Московско- Киево-Воронежской железной дороге, где после полученных благоприятных результатов его испытания, он несколько лет применялся для расточки золотниковых втулок паровозов серии Эб, Эг, Ш и Б, а также для расточки паровых цилиндров.

Возможность работать этим станком как вручную, так и от двигателя, а также наличие комплекта кронштейнов и суппортов, предназначенных для установки и укрепления станка к золотникам и паровым цилиндрам разных серий паровозов, расширяли применимость его при разных обстоятельствах. Станок Пиотровича с успехом применялся в Брянске, Львове, Курске, Киеве и других железнодорожных узлах.

Расточка на станке П.И. Пиотровича требовала не 40 часов, как раньше, а не более 8 часов и этим значительно ускоряла ремонт паровозов.

В 1927 году опубликован патент на изобретение Петра Пиотровича № 3370 «Тележка для перекатки паровозных скатов» (заявка № 76694 от 16 мая 1923 г.).

 

Источники

 

1.     Кавалеўскі, С. Уна / С. Кавалеўскі // Нар. слова. - 2004. - 2 сак.

2.     Почтовая станция в деревне Уно [Электронный ресурс] // planetabelarus.by : информ. портал. - Режим доступа: https://planetabelarus.by/sights/pochtovaya-stantsiya-v-derevne-uno. - Дата доступа: 07.10.2020.

3.     Ритчель, Я. Железнодорожники-изобретатели / Я. Ритчель // Железнодорожник. - 1928. - № 9/10. - С. 24.

4.     Тележка для перекатки паровозных скатов : пат. SU 3370 / П. И. Пиотрович. - Опубл. 31.08.1927.

 

 

РНТБ, 2011.

Ред. 2021.