Республиканская научно-техническая библиотека
|
|
|
Пиотрович Петр Иванович (1882 — ?) Изобретатель
станка для расточки цилиндров, тележки для перекатки паровозных скатов.
Около 1890 г. Пиотровичи переехали
в г. Сураж Витебской губернии, где отец получил место машиниста на паровой
мельнице. Здесь Петра отдали в народную школу, которую он и окончил.
Продолжать образование за отсутствием средств не пришлось, и Петр стал работать
при отце, присматриваясь к его работе. Ему удалось практически ознакомиться с
механикой и обработкой металла. В шестнадцать лет он переехал с родными в Витебск
и здесь поступил помощником машиниста на пароход, совершавший рейсы по
Западной Двине. Летом плавал на пароходе, а зимой работал слесарем и токарем
по металлу. В качестве токаря некоторое время служил на писчебумажной
фабрике, а с 1899 г. вместе с отцом поступил на Московско-Киево-Воронежскую
железную дорогу в Брянское депо. Здесь Петр Иванович впервые заинтересовался
паровозным делом и вскоре стал ездить помощником паровозного машиниста. Военная служба оторвала Пиотровича на
несколько лет от работы по специальности и лишь по окончании службы он
возвращается на железную дорогу, сначала опять на
Московско-Киево-Воронежскую, потом на Московско-Курскую и Юго-Восточную,
работая в промежутках на заводах юга, Москвы и Ленинграда. Во время первой
мировой войны был мобилизован и как механик назначен в Карскую крепостную
воздухоплавательную роту, а оттуда командирован в Ленинград на авиационный
завод, где работал под руководством инженера В. А. Слесарева на постройке
летательного аппарата, изобретенного этим инженером. В конце 1917 года, после
демобилизации из армии, Пиотрович поступил на Московско-Киево-Воронежскую железную
дорогу в депо ст. Малоярославец. Одним из главных условий исправной
работы паровозной машины являлась правильная цилиндрическая форма и чистота
внутренней (рабочей) поверхности паровых цилиндров и золотниковых коробок.
При работе паровоза, с течением времени, эта поверхность изнашивалась
вследствие постоянного трения о нее паровозных поршней и золотников.
Последствием этого являлась так называемая овализация: сечение парового
цилиндра или золотниковой втулки отступает от правильной формы круга и
принимает несколько овальную форму. Овализация влекла за собой появление
пропуска пара поршнями и золотниками.
Поэтому важнейшей задачей
содержания паровозной машины в исправности являлась периодическая расточка
цилиндров и золотниковых втулок. Расточка эта могла производиться на обыкновенных
токарных станках, но для этого требовалось снятие подлежащих расточке деталей
с паровоза, т.е. для расточки втулок золотников требовалась выпрессовка их из
золотниковых коробок (так как эти втулки запрессовываются на свои места под
давлением гидравлического пресса), а для расточки цилиндров требовалась
отвалка их от паровозной рамы. Чтобы избежать этой тяжелой работы
предпочитали пользоваться для расточки переносными станками, позволяющими
растачивать цилиндры и золотниковые втулки, не снимая их с паровоза. Когда появились первые паровозы с
круглыми золотниками, Петр Иванович обратил внимание на значительные
трудности расточки золотниковых втулок и неудовлетворительность конструкций,
имеющихся для этих станков. Он задался целью найти свою, более
усовершенствованную конструкцию и создать соответствующий станок. После ряда опытов, которые
поддерживались начальником участка, Пиотрович сконструировал переносной
станок для расточки цилиндров и золотниковых втулок. Станок этот приводился в
действие от руки, однако он без особых затруднений мог бы быть приспособлен
для работы и от электромотора. Впервые станок Пиотровича был собран
и испытан на Московско- Киево-Воронежской железной дороге, где после
полученных благоприятных результатов его испытания, он несколько лет применялся
для расточки золотниковых втулок паровозов серии Эб, Эг, Ш и Б, а также для
расточки паровых цилиндров. Возможность работать этим станком
как вручную, так и от двигателя, а также наличие комплекта кронштейнов и суппортов,
предназначенных для установки и укрепления станка к золотникам и паровым
цилиндрам разных серий паровозов, расширяли применимость его при разных
обстоятельствах. Станок Пиотровича с успехом применялся в Брянске, Львове,
Курске, Киеве и других железнодорожных узлах. Расточка на станке П.И. Пиотровича
требовала не 40 часов, как раньше, а не более 8 часов и этим значительно
ускоряла ремонт паровозов. В 1927 году опубликован патент на изобретение
Петра Пиотровича № 3370 «Тележка для перекатки паровозных скатов» (заявка № 76694 от 16 мая
1923 г.). Источники 1.
Кавалеўскі, С. Уна
/ С. Кавалеўскі // Нар. слова. - 2004. - 2 сак. 2.
Почтовая станция в
деревне Уно [Электронный ресурс] // planetabelarus.by : информ. портал. -
Режим доступа: https://planetabelarus.by/sights/pochtovaya-stantsiya-v-derevne-uno. - Дата доступа: 07.10.2020. 3.
Ритчель, Я.
Железнодорожники-изобретатели / Я. Ритчель // Железнодорожник. - 1928. - №
9/10. - С. 24. 4.
Тележка для перекатки
паровозных скатов : пат. SU 3370 / П. И. Пиотрович.
- Опубл. 31.08.1927. РНТБ, 2011. Ред. 2021. |
||
|
|