Республиканская научно-техническая
библиотека
|
|
|
|
Папкович Петр Федорович (1887
— 1946) Доктор
технических наук (1935 г.), ученый в области прочности и строительной механики
судна, кораблестроитель, инженер-контр-адмирал (1940 г.). Петр Федорович Папкович родился 5 апреля 1887 г. в
Брест-Литовске (ныне г. Брест) Гродненской губернии в семье межевого
инженера, работавшего на постройке Полесских железных дорог и по роду службы
часто переезжавшего из одного города в другой. Так и получилось, что мальчик
начал учиться в гимназии в Ашхабаде, а закончил классическую гимназию в
Самаре. Его мать, Варвара Степановна Папкович, в девичестве Булах, была
дочерью уездного врача. Дед служил в Минской палате государственных имуществ.
В 1905 г. Петр Папкович окончил с
золотой медалью гимназию в Самаре и поступил
на кораблестроительный факультет Петербургского политехнического института им.
Петра Великого. Уже в студенческие годы он выполнил свою первую научную
работу. В 1911 г. Петр Папкович зачисляется юнкером для прохождения военной
службы на крейсере "Баян". В конце того же года он защищает
дипломный проект и получает звание морского инженера. В 1912 г., после службы
на этом крейсере и броненосце "Цесаревич" Петр Федорович экстерном
сдает экзамены за полный курс кораблестроительного отдела Морского
инженерного училища, защитив кроме дипломного проекта еще и дипломную работу,
посвященную гашению вибраций в корпусе корабля. Тема такой работы выбиралась
самостоятельно. Она была поддержана его учителем А. Н. Крыловым. Ему
присваивается звание корабельного инженера и чин подпоручика корпуса
корабельных инженеров. С этого момента и до конца своей жизни он остается
офицером флота. После окончания института он был
назначен ассистентом конструктора на Адмиралтейский судостроительный завод,
где занимался проектированием башенных установок кораблей. С первых лет
службы он сочетал практическую деятельность морского инженера с научными
исследованиями. На Балтийском заводе участвовал в проектировании и постройке
линкоров типа «Севастополь» (позже «Марат») и линейных крейсеров типа «Измаил»,
в первую очередь, решая такие проблемы, как изгиб и устойчивость судовых
перекрытий, расчет сложных рам и безраскосных ферм, расчеты изгиба оболочек в
надводных и подводных кораблях, динамические расчеты прочности корабельного
корпуса. За заслуги в этой работе был награжден орденом Станислава III
степени. В 1916 г. Петр Папкович был
приглашен (по совместительству) на должность преподавателя кафедры
корабельной архитектуры Петербурского политехнического института. С этого
времени начинается его многолетняя и плодотворная научная и педагогическая
деятельность. В 1922-1924 гг. П. Ф. Папкович,
будучи заведующим технического бюро подводного плавания Балтийского
судостроительного завода (организовано в 1900 г. для проектирования первой
российской боевой подводной лодки "Дельфин"; бюро существует по сей
день под названием ЦКБ морской техники "Рубин", возглавляет его
академик И. Д. Спасский), занимался восстановлением и вводом в строй
оставшихся на Балтийском флоте подводных лодок. Следующие пять лет он был
заместителем главного конструктора по гражданскому судостроению того же
Балтийского завода и руководил проектированием первых советских судов
транспортного флота. Что касается
научно-исследовательской деятельности П. Ф. Папковича, то она началась в 1915
г. в научном обществе "Союз морских инженеров". В 1920 г. стал адъюнктом
Военно-морской академии по кафедре строительной механики корабля. Спустя три
года он зачисляется в штат преподавателей академии, и с тех пор это основное
место его службы. Кроме того, П. Ф. Папкович принимает активное участие в
организации Ленинградского кораблестроительного института, где впоследствии
становится заведующим кафедрой строительной механики корабля (1930), и
Научно-исследовательского института судостроения и судоремонта, где возглавляет
сектор судовых конструкций, создает лабораторию, которая впервые в
судостроении осуществляет систематические экспериментальные исследования и
натурные испытания. В 1934 г. Петр Папкович возглавил кафедру строительной
механики корабля Военно-морской академии кораблестроения и вооружения им. А.
Н. Крылова, а в 1945 - 1946 гг. он начинает трудиться ещё и в Военно-морском
инженерном училище им. Ф. Э. Дзержинского. В последний год жизни заведовал
также кафедрой сопротивления материалов в Ленинградском военно-механическом
институте (ныне Петербургский механический институт). Уже к середине 20-х годов авторитет
Петра Федоровича как специалиста в области строительной механики был
общепризнанным. Он состоял членом научно-технического совета Регистра СССР и
Научно-технического комитета управления Военно-морских сил РККА. Особой заслугой Петра Федоровича
перед практическим кораблестроением является участие в разработке основ
современных принципов нормирования прочности. Научная деятельность П. Ф. Папковича
была оценена по достоинству - в 1933 г. его избирают членом-корреспондентом
АН СССР, в 1944 г. ему было присвоено почетное звание заслуженного деятеля
науки и техники РСФСР, в 1946 г. присуждена Государственная премия СССР. В
1940 г. ему присвоено звание инженера-контр-адмирала. Петр Федорович являлся активным
участником строительства военно-морского флота. Творческое наследие ученого
составляет более 4000 страниц печатного текста. Им опубликовано свыше 150
работ, большинство из них относится к наиболее важным вопросам практики
судостроения. Здесь и отдельные статьи по различным вопросам кораблестроения,
и фундаментальные труды по теории упругости, механике, строительной механике
корабля. Монография "Теория упругости" увидела свет в 1939 г.,
"Строительная механика корабля" издавалась в течение шести лет - с
1941 г. по 1947 г. Научные работы П. Ф. Папковича
относятся к теории упругости, прикладной математике, устойчивости упругих
систем; изгибу пластин; расчетам перекрестных связей, строительной механике
корабля, строительной механике подводной лодки, теории корабля, теории
колебаний, теории упругости. В теории упругости он установил, что решение
общей однородной задачи может быть сведено к отысканию четырех гармонических
функций из граничных условий задачи (использование одной из них обязательно
при v=0.25), разработал две оригинальные аналогии общего случая деформации
тел вращения, доказал ряд общих теорем теории устойчивости. Академик В. В.
Новожилов в своих воспоминаниях так оценивает вклад П. Ф. Папковича в науку:
"Его лучшим достижением, бесспорно, являются знаменитые формулы,
выражающие общее решение классической теории упругости через четыре
гармонические функции. Этот результат останется в науке навсегда". То же
можно сказать и о теоремах, об устойчивости систем при одновременном
воздействии нескольких нагрузок. В строительной механике корабля им
усовершенствованы методы расчета современных судовых конструкций при
статическом и динамическом нагружении. В 1943 г. за четыре книги, одна из
которых посвящена теории упругости, а три - строительной механике корабля, Петр
Федорович был удостоен высшего отличия того времени - Сталинской премии I
степени. Заслуживают внимания высказывания П.
Ф. Папковича о соотношении между теорией и практикой, а также его мысли и
предложения о необходимости планомерных и систематических исследований многих
важных проблем судостроения на моделях кораблей. Он считал, что «для многих
проектируемых кораблей нет ведь никаких оснований утверждать, что
неустойчивость их на курсе не выйдет из границ допустимого; а проверять это,
думается, следует не тогда, когда корабль уже совсем готов, а тогда, когда он
еще проектируется». П. Ф. Папкович, по сути дела,
предвосхитил создание теории трехслойных и слоистых конструкций, усиленно
разрабатывавшейся в 50-70-х годах нынешнего века, как у нас, так и за рубежом
и составившей важную главу механики. Петр Федорович воспитал целую плеяду
последователей, создал научную школу, которая развивалась и после его ухода
из жизни. К сожалению, труды Петра Федоровича стали библиографической
редкостью, они малодоступны не только широкому кругу специалистов-механиков,
но и узкому кругу прочнистов-кораблестроителей. Петр Федорович награжден орденом
Св. Станислава 3-й степени, советскими 2 орденами Ленина, орденами Красного
Знамени, Трудового Красного Знамени, медалями. Пётр Фёдорович скончался 3 апреля
1946 г. внезапно от инфаркта, поздно ночью. Он возвращался домой после
заседания кафедры сопротивления материалов, которой руководил последнее время
в Ленинградском военно-механическом институте. Неподалеку от своего дома, в
пустынном сквере на Троицкой площади ему стало плохо, он упал. Так как улица
была безлюдна, никто не смог вызвать скорую помощь, и только утром кто-то из
курсантов увидел его лежащим без движения на тротуаре и поднял тревогу, но
уже было поздно. Петр Федорович был похоронен в
Ленинграде на Литераторских мостках Волковского православного кладбища. На
доме, где он жил, установлена мемориальная доска, его именем назывались 2
корабля ВМФ. Петр Федорович Папкович внес
выдающийся вклад в науку, его труды будут еще долго освещать путь многим
исследователям. Научные
труды 1. Вибрация корабля (1932) 2. Строительная механика
корабля : в 2 т. Т. 1-2. – (1945, 1947). 3. Теория упругости (1939) 4. Техника измерений деформаций
судовых корпусов» (1932) 5. Труды по прочности корабля. 6. Труды по вибрации корабля. Источники 1. Абрамян, К. Г. Дело жизни -
строительство кораблей / К. Г. Абрамян // Вестник российской академии наук. –
1997.- Т. 67, № 8. - С. 749-750. 2.
Булах, Глеб. Мгновения жизни стремительной. Записки инженера, часть
четвёртая / Глеб Булах. – Сант-Петербург : Стратегия будущего, 2008.
– 96 с. 3.
[П. Ф. Папкович]
// Очерки истории науки и культуры Беларуси IX- начала XX в. / П. Т. Петриков
[и др.]. - Минск, 1996. - С. 355, 356, 364, 365. 4.
Петр Федорович
Папкович // Республика Беларусь : энциклопедия. – Минск, 2007. – Т. 5 :
Минск-Педиатрия. - С. 698. 5.
http://flot.com/publications/books/shelf/vma/23.htm 6.
http://www.ras.ru/win/db/show_per.asp?P=.id-51662.ln-ru 7.
http://mysopromat.ru/uchebnye_kursy/... 8.
http://i-r.ru/show_arhive.php?year=2002&month=4&id=834 |
|
|
|