Республиканская научно-техническая библиотека

 

 

 

Нордштейн Пётр

 

Изобретатель и организатор производства в области часового дела.

 

Петр Нордштейн - немец по происхождению, родился во 2-ой половине ХVIII в. - 1 - ой четверти ХIХ в. в Швеции. Часовой мастер Петр Нордштейн прибыл в Россию в 1766 г. в начале царствования императрицы Екатерины II с патентом Стокгольмской Академии наук на карманные часы новой конструкции.

Царица хотела создать в России собственную часовую промышленность и активно привлекала иностранных мастеров. До того момента часы в нашей стране были предметом роскоши – сложными по тем временам устройствами для измерения времени могли владеть лишь самые состоятельные люди. Чтобы покорить русскую императрицу, предприимчивый немец подарил ей уникальный перстень со встроенным часовым механизмом. Екатерина была настолько поражена его мастерством, что сразу же назначила Петра Нордштейна руководителем часового класса в Академии художеств, ставшей первым в мире "ВУЗом", где давали высшее профессиональное образование часовщикам. Вскоре после того, как фаворит императрицы Григорий Потемкин затеял в своём имении часовое производство, Петр Нордштейн был приглашён на должность управляющего. Он возглавил руководство Дубровенской часовой мануфактурой - первой часовой фабрикой на территории Беларуси, которая была основана в 1784 г. Г. Потемкин передал мастеру 12 тысяч рублей на 10 лет с условием, что на эти средства тот реорганизует фабрику часов.

В письме по поводу своей фабрики Петр Нордштейн, в частности, писал в Мануфактур-коллегию, что «намерение покойного Светлейшего Князя при начальном основании фабрики сей было то, чтоб сделать опыт, в состоянии ли я найдусь установить оную соответственно обязательству моему, поелику прежде сего заведенные две часовые фабрики в Москве и другая в Петербурге, пришли в упадок». То есть московская и петербургская фабрики пришли в упадок еще до 1794 г., и князь Г. Потемкин с Петром Нордштейном хотели поставить эксперимент, можно ли в России основать жизнеспособную фабрику.

В отличие от предшественников, Петр Нордштейн был обязан обучить не 12, а 30-40 человек, причем не из более или менее грамотных детей из гарнизонных школ, а совершенно безграмотных детей крепостных крестьян. Не дали ему и права выписывать из-за границы беспошлинно машины и инструменты, необходимые для оборудования фабрики. Помимо всего прочего, Петр Нордштейн все годы должен был содержать учеников за свой счет (а не шесть лет за казенный счет, как Фази или Журине). Но, несмотря на все это, именно фабрика Петр Нордштейна оказалась самой жизнеспособной и просуществовала вплоть до войны 1812 года.

Опытный мастер и педагог Петр Нордштейн за короткий срок обучил 33 подростка из крепостных часовому делу и наладил выпуск разных типов часов. По свидетельству самого Петра Нордштейна, его дубровенские ученики были обучены «мастерству делать самые разные карманные часы, настенные и большие боевые часы, часовые корпуса, рисовать цифры на циферблате и покрывать его эмалью, изготавливать цепи для часов, гравировать, золотить, обрабатывать пружины, изготавливать всякого вида пилы, геометрические инструменты и т.д.»

Производство было устроено по мануфактурному принципу, с разделением труда – каждый мастер исполнял отдельную операцию, а потом шла сборка и регулировка. Карманных часов выпускалось до 10 штук в месяц. Фабрика, во главе которой с 1799 по 1804 гг. стоял Петр Нордштейн, выпускала геометрические инструменты, а также солнечные и механические часы.

После смерти Г. А. Потемкина в 1791 г. часовая мануфактура была выкуплена казной у его наследников. 57 юношей и 35 девушек в 1795 г. по указу императрицы были перевезены сначала в Москву, а потом в подмосковную деревню Купавну.

В Купавне мануфактура действовала вплоть до своего окончательного закрытия - 21 декабря 1804 г. Немногочисленная продукция поступала только для нужд двора, а основанная на крепостном труде фабрика не могла конкурировать с европейскими изделиями.

В фондах Государственного Эрмитажа находятся три экземпляра карманных часов в открытых серебряных корпусах с белыми эмалевыми циферблатами. На циферблате и задней площадке механизма одного экземпляра надпись: «Фабрика Дубровенская».

 

Источники

 

1.     Дорофеева, О. Башенные часы / О. Дорофеева // Адреса Петербурга. – 2005. - № 17. – (Переучет).

2.     Кiштымаý, А. Л. Дубровенская гадзiннiкавая мануфактура / А. Л. Кіштымаў // Памяць: Гiсторыка-дакументальная хронiка Дубровенскага раёна. – Минск, 1997. - Кн. 1. - С. 156-157.

3.     Лебедева, Е. Уходящие часы / Е. Лебедева // Русский обозреватель. – 2008. – 31 окт. – (Культ).