Республиканская научно-техническая библиотека
 


Моргенштерн Софи

(1875–1940)


Психиатр и психоаналитик. Первооткрыватель детского психоанализа.


Софи Моргенштерн (фр. Sophie Morgenstern), урожденная Кабачник, родилась 1 апреля 1875 года в Гродно.

В 1906 году поступила на медицинский факультет Цюрихского университета, который принял ряд студентов еврейского происхождения из России и Польши, и окончила его в 1912 году, защитив диссертацию на тему «О некоторых минеральных элементах щитовидной железы». Следующие несколько лет Софи провела сначала в России, чтобы получить диплом государственного образца и таким образом получить право заниматься медициной уже в Польше. В 1915 году вернулась в Цюрих и приступила к работе в должности ассистента врача в психиатрической клинике Бургхёльзли (Burghölzli) при кафедре психиатрии Цюрихского университета под руководством известного швейцарского психиатра Ойгена Блейлера, который изобрел и ввел в психиатрический словарь термины «шизофрения» и «аутизм».

В 1924 году Софи переехала во Францию. С 1925 года работала волонтером в дополнительной клинике детской нейропсихиатрии Вожирар (hôpital Vaugirard) и в клинике Сальпетриер (hôpital de la Salpêtrière) в Париже под руководством доктора медицины Жоржа Хойера, в которой проработала в качестве ассистента в лаборатории психоанализа до конца своей трудовой деятельности.

В это же время начала обучаться психоанализу у практикующего психоаналитика Эжени Сокольницкой, одного из первых фрейдистских психоаналитиков во Франции и пионера детского психоанализа. После прохождения тренингового анализа в 1929 году Софи Моргенштерн стала полноправным членом Парижского психоаналитического общества (SPP). С 1934 года читала лекции по детским неврозам в институте SPP.

Софи Моргенштерн внесла значительный вклад в становление детского психоанализа во Франции, создала новаторскую технику работы с детьми с использованием продуктов воображения. Ее практика была основана на глубоком прочтении работ Зигмунда Фрейда и на собственной обширной клинической практике.

Подобно британскому психологу и психоаналитику Анне Фрейд, Софи Моргенштерн предполагала, что детские неврозы имеют ту же структуру и причины, что и неврозы взрослых. В своем эссе Un cas de mutisme Psychogene, опубликованном в 1927 году, в случае ребенка, страдавшего умственной немотой, она описала использование рисунков как новый метод лечения. Софи считала, что детские рисунки, так же, как и сны, и свободные ассоциации взрослых могли дать информацию о бессознательном и психических конфликтах ребенка – точка зрения, не очень распространенная в то время. Софи считала, что инфантильный невроз структурно и генетически подобен неврозу взрослого человека и подчеркивала необходимость осторожности и сдержанности в отношении к ребенку. В своей работе она использовала игровую технику, но прежде всего – детское рисование и моделирование. Одной из первых она применила и описала особую технику психоаналитического лечения детей посредством интерпретации их рисунков.

Символическое значение продуктов детского воображения также было предметом большого труда Моргенштерн Psychanalyse infantile, опубликованного в 1937 году и посвященного ее дочери Лоре.

На протяжении более 15 лет о плодотворной работе Софи говорят ее многочисленные публикации: «Детский психоанализ и его роль в психической гигиене», «Чувство вины в детских снах», «Структура инфантильной личности и ее отклонения», «Символизм и психологическое значение детских рисунков», «Магическое мышление у детей», «Символы и клиническое значение творческих образов у ребенка» и другие. Все ее работы отличались своей наблюдательностью, глубиной мысли, строгостью методов и непревзойденной степенью научной честности. Они не утратили своей актуальности и сегодня.

«Игра - идеальное средство добраться до корня загадки детского невроза». Таково было мнение Моргенштерн, выраженное в докладе, который она представила на 5-й конференции франкоязычных психоаналитиков в 1930 году под названием «Детский психоанализ и его роль в психической гигиене». Игра часто позволяла ей поставить диагноз, прочесть характер ребенка, сделать прогноз. Всю эмоциональную жизнь ребенка можно наблюдать в его игре. Выбор ребенком игровой деятельности и то, как он ее выполняет, предоставляют ценную информацию о его бессознательном. В игре ребенок выражает свои конфликты, пытается исправить свои разочарования и получить собственную оценку своего окружения. Он может создать другой мир, где он играет роли, которые удовлетворяют его эмоциональные потребности.

Самой знаменитой ученицей С. Моргенштерн была Франсуаза Дольто, французский психоаналитик, педиатр, одна из ключевых фигур французского психоанализа, которая считала Моргенштерн своим единственным учителем: «Она учила меня работать так, чтобы дети могли говорить со мной в полном доверии, не боясь, что то, что они скажут, может быть повторено взрослым», – вспоминала Ф. Дольто.

Софи Моргенштерн была замужем за Авраамом Моргенштерном, с которым познакомилась в Цюрихе. В 1897 году в семье родилась дочь Лора, которая была наделена умом и незаурядным художественным чутьем, ее карьера успешно и стремительно развивалась в области эстетики и истории искусств. Лора умерла в 1937 году во время хирургической операции.

Софи так и не оправилась от смерти своего единственного ребенка, ощущая душевную пустоту и одиночество. И только в работе она находила единственный смысл своей жизни. Ее муж к этому времени уже умер, а остальные члены семьи жили во Львове.

13 июня 1940 года, за день до того, как нацисты вошли в Париж, тяжело восприняв вторжение Германии, Софи Моргенштерн, пребывая в положении еврейского иммигранта, опасаясь за свою карьеру и жизнь, совершила самоубийство. Это событие для всех ее друзей стало предметом большой печали, но не удивления.


Избранные научные труды

  1. Morgenstern, S. Un cas de mutisme psychogène / S. Morgenstern // Rev. française de psychanalyse. – 1927. – № 1. – P. 492–504.
  2. Morgenstern, S. La psychanalyse infantile et son rôle dans l’hygiène mentale / S. Morgenstern // Rev. française de psychanalyse. – 1930. – № 4. – P. 136–162.
  3. Morgenstern, S. Quelques aperçus sur l’expression du sentiment de culpabilité dans les rêves des enfants / S. Morgenstern // Rev. française de psychanalyse. – 1933. – № 6. – P. 155–174.
  4. Morgenstern, S. Psychanalyse infantile (symbolisme et valeur clinique des créations imaginatives chez l’enfant) / S. Morgenstern. – Paris : Denoël, 1937. – 109 p.
  5. Morgenstern, S. Le symbolisme et la valeur psychanalytique des dessins infantiles / S. Morgenstern // Rev. française de psychanalyse. – 1939. – № 11. – P. 39–48.
  6. Моргенштерн, С. Случай психогенного мутизма / C. Моргенштерн // ERGO. – Ижевск, 2011. – 58 с.
  7. Моргенштерн, С. Структура личности и ее девиации / C. Моргенштерн // ERGO. – Ижевск, 2012. – 112 с.
  8. Моргенштерн, С. Детский психоанализ / C. Моргенштерн ; пер. с фр. О. В. Колчанова ; науч. ред. С. Г. Уварова. – Киев : Изд-во ЧВУЗ МИГП, 2015. – 256 с. : 79 ил.

Источники

  1. Geissmann, Claudine and Pierre Geissmann. Sophie Morgenstern: the application of child psychoanalysis in France / Claudine Geissmann, Pierre Geissmann. // A history of child psychoanalysis. – London: Routledge, 1998. – P. 148-157.
  2. Моргенштерн, Софи [Электронный ресурс] // Википедия. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1833438. – Дата доступа: 26.04.2023.
  3. Моргенштерн, Софи [Электронный ресурс] // PeopleLife.RU. – Режим доступа: https://www.peoplelife.ru/196241. – Дата доступа: 26.04.2023.
  4. Софи Моргенштерн, урожденная Кабачник (1875–1940) [Электронный ресурс] // Психоаналитики. Биографический лексикон. – Режим доступа: https://psychoanalytikerinnen.de/frankreich_biografien.html#Morgenstern. – Дата доступа: 26.04.2023.
  5. Паршемини, Ж. Софи Моргенштерн [Электронный ресурс] / Ж. Паршемини // L’Evolution Psichiatrique. – 1947. – № 1. – P. 12-13. – Режим доступа: http://psychiatrie.histoire.free.fr/pers/bio/morgen.htm. – Дата доступа: 16.04.2023.


РНТБ, 2023.