Республиканская научно-техническая библиотека

 

Описание: D:\BD\BELNAMES\images\TITBD.jpg

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\to_glav1.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\to_spis1.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\a_plus2.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\a_minus2.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\1n.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\3n.gif

Малаховский Владислав Теофилович

Описание: 92

 

(26.05.1837 - 07.10.1900)

 

Инженер-изобретатель, офицер царской армии, инсургент, изобретатель прототипа современного фотоаппарата.

 

Владислав Теофилович Малаховский, он же Варнерке Лев (Лейон, Леон) Викентьевич (Leo Warnerke) родился в 1837 году в имении Мацы неподалеку от Кобрина в семье полковника Теофила Малаховского. После домашнего обучения был отправлен в гимназию местечка Cвислочь. Когда ему исполнилось тринадцать, его отправили на обучение в Петербург, в Институт инженеров путей сообщения. Это было закрытое военное учебное заведение, в которое принимали только детей потомственных дворян; учили долго, зато и образование давали основательное. Тем не менее, оно стало рассадником вольнодумия просто потому, что там собралась мыслящая молодежь. Именно в Петербурге Малаховский с головой ушел в революционно–демократические дела - рядом был друг Кастусь Калиновский, тоже выпускник Свислочской гимназии. Владислав закончил курс института в 1859 году третьим в списке и в чине инженера - поручика был направлен служить под Динабург (ныне Даугавпилс).

В 1863 году вспыхнуло польское восстание и быстро распространилось на Литву и Белоруссию. Владислав Малаховский сразу стал его активным участником и ближайшим сподвижником одного из вождей левого крыла - своего земляка Кастуся Калиновского.

Царский генерал-губернатор в Литве М.Н. Муравьев, вошедший в историю как «вешатель», душил восстание с беспримерной жестокостью. В Вильно, где находилась его резиденция, был к тому времени переведен служить Малаховский. «Сам отважный до беспечности, он требовал от подчиненных исполнительности и энергии»,- так отзывался об одном из тайных руководителей восстания его товарищ по революционному движению. Летом 1863 года повстанческий начальник города Вильно В. Малаховский (“Венком”) отдал приказ казнить Виленского губернского предводителя дворянства Александра Домейко, который тесно сотрудничал с имперскими властями. Покушение на него не удалось, но стало поводом для арестов среди тех, кто явно или неявно сочувствовал повстанцам. Против Малаховского прямых улик не было - в день покушения он находился во дворце генерал-губернатора и даже был ему представлен. Тем не менее, молодой инженер попал под подозрение, его отстранили от должности и перевели в Петербург.

В начале августа 1863 года подпольный комитет поручил ему наладить связи с «Землей и Волей», и Малаховский выполняет задание. Как оказалось, последнее. Полиция напала на его след и за голову Малаховского была объявлена награда в 10 тысяч рублей. Он был заочно приговорен к смертной казни. У Малаховского было много друзей в Петербурге, прочные связи с революционно-демократическими кругами. Ему помогли скрыться, переправили на английский корабль с документами не то венгра, не то чеха. Так в Лондоне появился Лейон (Леон, Лев) Варнерке.

В Англии Малаховский, теперь уже Варнерке, занялся любимым делом - фотографией и изобретательством. Точно не известно, когда Малаховский познакомился с фотографией и заинтересовался ею, но уже в середине 70-х годов он и его фирма были хорошо известны среди специалистов Европы. В Лондоне фирма находилась на вилле в фешенебельном районе Чемпин Холл, а название виллы «Сильверхолл» светилось в темноте, что было необычно. Малаховский был талантливым инженером и изобретателем. Система фотоаппарата и фотографии, которую он создал, была уникальна для того времени.

Более ста лет назад, а точнее в 1875 году, Лейон Варнерке создал и выпустил на рынок фотоаппарат, который в основных чертах стал прямым предшественником современных любительских камер. Тогда у него были все основания с гордостью говорить: «Фотография становится доступною отныне ученым, путешественникам, артистам и вообще всем желающим пользоваться ее услугами, даже без предварительного знания фотографических манипуляций или надобности производить их лично. Путешественник и т.д., снабженный аппаратом с кассетою, должен только знать, как получить изображение на матовом стекле, затем, вставив кассету на место матового стекла, остается только отворить крышку объектива... Негативная ткань, содержащая полученное таким образом невидимое изображение, может быть передана потом или переслана, для проявления, более знакомому с тайнами фотографического искусства». Здесь еще одно важнейшее изобретение - полное разделение съемки и обработки фотоматериала, и это, как показала вся дальнейшая история фотографии, поистине великое разделение. Сегодня это кажется естественным, но в те времена такая мысль даже не могла возникнуть. Не только потому, что по своей природе светочувствительный материал требовал немедленной обработки, но и потому, что пересылать стеклянные пластинки было весьма затруднительно - они бились по дороге. А легким бумажным рулонам в дороге ничего не грозило…».

Варнерке создал совершенно новую систему фотографии. Она давала удобства, до тех пор неслыханные, и обладала возможностями почти безграничными. Правда, из-за сложности технологии светочувствительный материал был дороговат, недешева была и камера. Новый способ имел и недостатки. Во-первых, негативы с течением времени «усиливались сами собой»; во-вторых, эмульсионный слой обладал повышенной чувствительностью к пыли - пыль могла приставать не только к сырому, но и сухому слою, в особенности, если он немного отсыреет. Главная же заслуга Варнерке состояла не собственно в его эмульсии (в то время на Западе уже были разработаны различные эмульсионные покрытия, аналогичные предложенному Варнерке), а в изобретении им чувствительных пленок, совершенно заменяющих негативные стеклянные пластинки: сильно чувствительные к яркому солнечному свету, они могли служить для «снимания видов» в южных странах, особенно при военных походах. Эти особо светочувствительные пленки (или пластинки) получили название «чувствительной негативной ткани» (sensitive negative tissue).

Пленки приготавливались из той же эмульсии, но сам способ их приготовления составлял секрет изобретателя. В продаже они были или в виде длинных лент, намотанных на валике особого устройства кассетки, либо в пачках дюжинами, наглухо заклеенные между цинковыми пластинками и переложенные листиками желтой бумаги, предохраняющей от света. Пленка была наклеена на меловую бумагу и простым отмачиванием обратной стороны скипидаром легко снималась и накладывалась на стеклянную пластинку для печатания позитивов.

В 1875 году Варнерке изобрел катушечный фотоаппарат с роликовой кассетой для фотографирования на съемный бромосеребряный коллодионный слой, нанесенный на желатиновую бумажную ленту. Основатель фирмы «КОДАК» Джордж Истмен начал выпускать кассеты с рулонной светочувствительной бумагой только в 1885 году, т.е. на десять лет позже.

Цена аппарата и пленок была весьма значительна, тем не менее, покупатели находились, и фирма крепко держалась на плаву. Ее глава постоянно был в разъездах - Париж, Брюссель, Берлин, Москва, Петербург. Среди членов-учредителей V (фотографического) отделения Императорского русского технического общества, занимавшегося вопросами фототехники в приложении к книгопечатанию, наряду с Д.И. Менделеевым и многими выдающимися деятелями русской фотографии, значился и Варнерке Лев Викентьевич.

Заявление в Совет РТО о необходимости учреждения отдела светописи и ее применения было подано 5 марта 1878 года

Сохранилась фотография с дарственной надписью на чистейшем русском языке: «С выражением глубокого уважения к Д.И. Менделееву. Л. Варнерке. 2 марта 1878, С. Петербург». В русских фотографических журналах того времени находится множество статей и заметок Варнерке - он был активным автором.

Лев Варнерке и после учреждения V отдела продолжает свою деятельность по распространению сведений по новой фотографии. Он путешествует по России и в разных городах знакомит с новыми успехами фотографической техники во всех ее отраслях. Демонстрируя способы и объясняя приемы фотографирования всегда бесплатно, будучи любителем фотографии, он способствовал развитию фотографии в весьма большой степени. В 1878 году Лаборатория Варнерке впервые изготовила бумагу с сухим бромосеребряным желатиновым слоем.

Варнерке проводил опыты изготовления растровых форм высокой печати, используя в качестве растра сетку, обтянутую конским волосом (в начале 1860-х гг.), разработал фотомеханический способ изготовления растров. В начале 90-х гг. 19 в. он разработал фотомеханический способ изготовления штриховых клише. В октябре 1880 года Варнерке доложил Русскому техническому обществу об устройстве своего сенситометра для измерения фотографических свойств светочувствительных материалов.

Сенситометр Варнерке состоял из стеклянной пластинки, покрытой окрашенными кусочками желатины различной толщины; в таком виде он представлял собой шкалу интенсивности (непрозрачности). Каждый отдельный участок поверхности был снабжен номером; он пропускал одну треть количества света, проходящего через смежный участок поверхности. В качестве приблизительно постоянного и равномерного источника света пользовались фосфоресцирующей табличкой (кружком), которая активировалась путем экспозиции (с расстояния в 2,5 см) от зажженной магниевой ленты. Табличкой пользовались через минуту после экспозиции.

За заслуги в области фотографии Варнерке был награжден премией Бельгийской фотографической ассоциации в 1877 году, в 1881 году - «Медалью Прогресса» Королевским фотографическим обществом Великобритании

Совместно с другим изобретателем, Вячеславом Измайловичем Срезневским, Варнерке организовал в С.-Петербурге (1881 г.) научную лабораторию и при ней производство фотопластинок. Фотографическая лаборатория «Варнерке и К» помещалась на Вознесенском проспекте в доме 31. Лаборатория была основана с целью содействия успеху фотографии в России в применении к научным и практическим целям. К этой цели Лаборатория стремилась, следя за всеми усовершенствованиями фотографии за границей и в России, испытывая новые способы и производя самостоятельную разработку как негативных, так и позитивных процессов, обучая лиц, незнакомых с фотографией, и содействуя ученым, художникам, и экспедициям в применениях фотографии для специальных целей.

Впоследствии, когда эмульсионные способы вошли уже во всеобщее употребление и при фотографических магазинах, были устроены особые помещения для проявления и показывания приемов современной фотографии. Фотографическая лаборатория «Варнерке и К» обратила особое внимание на усовершенствование своего производства и успешно конкурировала по качеству, чувствительности и однородности своих произведений с первоклассными заграничными фирмами. Лаборатория постепенно расширила и усовершенствовала круг своей производительности и изготавливала следующие предметы: 1) броможелатиновые сухие пластинки на стекле и на целлулоиде; 2) хлоро-желатиновые пластинки на прозрачном и опаловом стекле; 3) бромо- и хлоро-желатиновые пластинки с отделяемым слоем и против ореолов («корона»); 4) ортохроматические пластинки для съемок с масляных картин; 5) фотогравюрное тиссю Варнерке; 6) бромо-и хлоро-желатиновые сухие эмульсии; 7) бромо-алебастровую позитивную бумагу; 8) бромо-серебряную бумагу для увеличений, для прямого печатания и для записей научных наблюдений; 9) хлоро-серебряную бумагу для прямого печатания; 10) желтую неактиническую бумагу; 11) проявители; 12) светящиеся пластинки; 13) липкие пластинки для экспонирования бумаги и целлулоидных пластинок; 14) сенситометры для измерения свето-чувствительности бромо-желатиновых пластинок и бумаг и др.»

Со времени своего основания Лаборатория получила множество наград и официальное признание заслуг и деятельности: в 1882 г. серебряную медаль на Всероссийской выставке в Москве; в 1888 и в 1891 г. удостоена благодарности Императорского Русского Технического Общества за содействие в устройстве выставки; в 1888-1889 гг. - большой серебряной медали на Всероссийской фотографической выставке в Москве; в 1890 г. высшую награду на фотографической выставке в Одессе - медаль Императорского Русского Технического Общества; в 1892 г. - серебряную медаль Всероссийской фотографической выставки в Москве; в 1894 г. - серебряную медаль на фотографической выставке II. Р. Т. О. в Санкт-Петербурге. На Всероссийской Выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году фирма награждена правом  изображения Государственного герба.

В 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве Варнерке выставил сенситометр, актинометр, сухие бромо-желатиновые пластинки и образцы, выполненные на этих пластинках, фотографии Л.И. Деньера, С. Л. Левицкого, Бергамаско и др.

В 1888 году состоялась первая отечественная фотографическая выставка, инициатором которой стал Варнерке.

Не известно, каким образом Варнерке был связан с изготовлением фальшивых бумажных денежных знаков. Возможно, в этом помогала новая современная техника, а может быть, зная его нелюбовь к России, английские спецслужбы умело им манипулировали. Понять, что же было на самом деле, не представляется возможным. Многие документы были утеряны. В любом случае именно Варнерке приписывают «славу» не только изобретателя фототехники, но и талантливого изготовителя фальшивых российских банкнот. Фальшивки Варнерке были прекрасны. Они были не всегда отличимы от подлинных банкнот даже специалистами. До сих пор они бережно хранятся в коллекциях бонистов всего мира.

В 1898 году в Марселе Варнерке впутали в дело о фальшивых российских рублях. Вина его доказана не была, но спускать его на тормозах русские спецслужбы не собирались. Леон Варнерке все отрицал, сваливая пункты обвинения на таинственного товарища, который и дал ему фальшивые знаки для размена. Российский консул в Лондоне, на основании решения суда в Санкт-Петербурге, потребовал провести обыск особняка Варнерке в Лондоне. Такое разрешение было получено. Дело поручили вести Скотленд-Ярду. Вскрывались полы, разбирались стены, был даже обнаружен тайник. Но он оказался пуст. По чисто вытертой пыли в районе и внутри тайника, полицейские предположили, что кто-то был предупрежден о готовящемся обыске. Тем не менее, в доме была обнаружена фотопленка с фотографией действующих 10 рублей. Также были обнаружены семь обрывков «денежной» бумаги с водяным знаком двадцати пяти рублевого билета! Жена и дочь «фотографа» не смогли пояснить, на какие средства они живут в Лондоне в тринадцати-комнатном особняке, имея большое количество прислуги и обслуживающего персонала. В заключение инспектор Уолтер Динни выразил полную уверенность, что Леон Варнерке занимался подделкой денежных знаков, и что это не его настоящая фамилия. Кстати, все изъятые вещи, многочисленные документы и письма на различных языках, были признаны впоследствии «не относящимися к делу» и их было запрещено давать кому бы то ни было для ознакомления. Во Франции дело завершилось ничем. По статье, где минимальным наказанием было десять лет каторги, Лев Викентьевич получил два года с отсрочкой приговора… Ему было предписано покинуть территорию Франции.

Описание: MVНервы талантливого изобретателя не выдержали, и 7 октября 1900 года (по некоторым данным, 10), Владислав Малаховский застрелился. Его жена сообщила английским властям о смерти своего мужа в Швейцарии. Это официальная версия смерти. Никаких документов о смерти, ни места захоронения обнаружить не удалось… Прах нашего земляка, создавшего прототип фотоаппарата «Кодак», покоится в Женеве.

Фотосистема, созданная Леоном Варнерке, явно опередила свое время, но не получила широкого распространения. Она была весьма дорогой и предполагала профессиональное применение. А вот Джордж Истмен в первую очередь ориентировал свою продукцию массовому пользователю. Позаимствовав многие идеи Варнерке, Истмен мастерски доказал, что фотография может быть не только работой, но и отдыхом, и развлечением. Правда, жизнь Джорджа Истмена закончилась так же, как и Леона Варнерке. Он застрелился.

 

Избранные научные труды

 

1.     Варнерке, Л. В. Сообщение г. Варнерке: «О его системе фотографии и ее применениях» / Л. В. Вернерке. - [СПб.] : тип. братьев Пантелеевых, [1878]. - 16 с. : черт. ; 24 см.

2.  Фотографическая лаборатория Варнерке и К°. Способ употребления бромистосеребряных препаратов : [соч.]. - СПб. : Тип. С. Кинда, 1884. - 4 с.

3.       Варнерке, Л. В. Новый путь фотографии: Чтение в Лондонском аэронавт. о-ве и на техн. беседе 5-го отд. ИРТО, 1 нояб. / Л. В. Вернерке. - [СПб.] : типо-лит. В. Г. Апостолова, [1885]. - 9 с. : черт. ; 24 см.

4.      Варнерке, Л. В. О новой быстрой светочувствительной бумаге, которая может заменять альбуминную / Л. В. Варнерке. - СПб. : тип. братьев Пантелеевых, [1889]. - 21 с. ; 24 см.

5.     Варнерке, Л. В. Международный фотографический конгресс в Париже 1889 года : сообщ. на заседании V отд. ИРТО 6 апр. 1890 г. - СПб. : тип. братьев Пантелеевых, [1890]. - 21 с.

 

Источники

 

1.     Алямкин, А. На деньгах царская печать [Электронный ресурс] / А. Алямкин // Art+Privé, 14.09.2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://artmedia.ae/2018/na-dengah-carskaja-pechat/. - Дата доступа: 23.10.2018.

2.                Вендровский, К. В. «Вы нажимаете на кнопку - мы делаем остальное» [Лейон Варнерке] / К. В. Вендровский // Химия и жизнь. - 1988. - № 11. - С. 1-6.

3.                Всероссийская промышленная и художественная выставка (1896; Нижний Новгород). Подробный указатель по отделам Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. - М., 1896. - С. 23.

4.                Гаранина, С. РТО и отечественная фотография / С. Гаранина // Совет. фото. - 1979. - № 5. - С. 39-40.

5.                Капылоў, І. Малахоўскія / І. Капылоў // Звязда. - 2013. - 11 крас.

6.                Малаховский, Владислав Теофилович [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://ru.wikipedia.org/wiki/Малаховский,_Владислав_Теофилович. - Дата доступа: 31.10.2018.

7.                Немировский, E. Л. Мир книги. С древнейших времен до начала XX века / Е. Л. Немировский. - М., 1986. - С. 224.

8.                Панфилов, Н. Д. Краткий справочник фотолюбителя / Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Искусство, 1985. - 386 с.

9.                Рублевская, Л. И. Вино, кассеты и фальшивые банкноты / Л. И. Рублевская // Совет. Белоруссия. -2014. - 17 окт. (№ 199).

10.           Рублевская, Л. И. Рыцари и дамы Беларуси : истор. очерки. Кн. 2 / Л. И. Рублевская. - Минск : Маст. літ., 2016. - 264 с.

11.           Соколов, И. Первый пленочный фотоаппарат и первая фотопленка / И. Соколов // Совет. фото. - 1959. - № 5. - С. 82-83.

12.           Справочник фотографа [изобрет. Варнерке] / А. Б. Меледин [и др.]. - М., 1990. - С. 280.

13.           Сыров, А. Аппараты для съемки на негативной бумаге / А. Сыров // Совет. фото.- 1976. - № 10.- С. 42-43.

14.           Усовершенствование фотографии // Нива. - 1878. - 26 мая (№ 22).

15.           Участие России на Всемирной Парижской выставке 1900 г. : отчет генер. комиссара Рус. отд. / М-во финансов. - СПб., 1901. - С. 23.

16.           Фотография в науке и практике / С. Е. Шеппард [и др.]. - М., 1934. - С. 135-136.

 

РНТБ, 2018

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\7n.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\9n.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\r_end1.gif