Республиканская
научно-техническая библиотека
|
|
|
Малаховский Бронислав Сигизмундович (02.01.1867
– 20.02.1934) Инженер,
конструктор паровозов, организатор советского паровозостроения. Бронисла́в (Бронислав-Василий-Петр)
Сигизму́ндович Малаховский родился 2 января 1867 г. в Витебской губернии
в семье представителя древнего
польского дворянского рода Малаховских (герб Наленч), управляющего помещичьим
имением Сигизмунда Адама Малаховского и его супруги Елизаветы. Воспитывался с
братом Адамом-Адольфом, будущим выпускником Петербургской академии художеств
и архитектором, одним из первых русских воздухоплавателей, и сёстрами
Антониной, Ядвигой и Марией. Его отец был небогат, однако дал
сыну столичное образование сначала в реальном училище, потом - в Санкт-Петербургском
государственном технологическом институте, где Малаховский учился на средства
благотворителей как человек бедный, но талантливый, который закончил в 1895
г. В 1901 г., уже опытным инженером,
Малаховский приехал на Сормовский завод сразу в качестве начальника паровозно-технического
бюро. Сормовский машиностроительный завод
- один из старейших в центре России - существовал с 1849 г. в семи верстах от
Нижнего Новгорода, недалеко от огромной ярмарки. Построили его для
производства пароходов. Однако в связи с бурным развитием железных дорог и началом сооружения Транссиба на заводе
решили строить паровозы, решив, что на них будет спрос. В 1898 г. начали с
грузового паровоза Од. В 1907 г. бюро, возглавляемое Малаховским, взялось за
проектирование нового паровоза, первого на Сормовском заводе. Б. С. Малаховский является конструктором
многих русских паровозов, в числе которых пассажирский паровоз типа 1-3-1
серии С (С - сокращение от Сормова). 12 марта 1911 г. на паровозе С проехала
комиссия подвижного состава от Санкт-Петербурга в Бологое и дала добро на его
серийное производство. Локомотив развил скорость 85 км/ч, но Малаховский
продолжал совершенствование локомотива. «С» водил по российской территории
самые престижные поезда «Норд-экспресс» Санкт-Петербург - Париж и семь других
в европейские столицы. Их прозвали «гончими Малаховского». Позже «С» стал одним из лучших в дореволюционной России
пассажирских паровозов, преодолевшим скоростной рубеж в 100 км/ч. Модернизированный
скоростной паровоз выпускали до 1951 года. По оценкам специалистов, «С»
- лучший отечественный пассажирский локомотив за всю историю
паровозостроения. Вариант сормовского четырёхосного товарного
паровоза серии Ѵ (ижица) с надстрочным индексом «с» (ѴС) оказался
самым мощным товарным паровозом серии Ѵ и, одновременно, самым мощным
паровозом с осевой формулой 0-4-0. После революции, в 1919 г., Б.С. Малаховский
уехал из Нижнего Новгорода в Москву, став начальником отдела
паровозостроения Государственного объединения машиностроительных заводов
(ГОМЗ). Одновременно преподавал в Московском высшем техническом училище.
В дальнейшем работал на руководящих должностях в организациях
паровозостроительной промышленности, в ВСНХ и др. В 1929 г. Малаховский был арестован
по обвинению во вредительстве. Работал в «шарашке» — ЦКБ-39 при Бутырской
тюрьме с известным конструктором лёгких танков Н.А. Астровым. В 1930 г. освобождён
из мест заключения. Работал инженером на «Невском заводе». В 1934 году по ложному обвинению
был репрессирован и незадолго до смерти освобожден. Скончался в Ленинграде 20
февраля 1934 г. Похоронен на Волковском кладбище. Источники 1.
Малаховский
Бронислав Сигизмундович // Биографический словарь деятелей естествознания и
техники : (в 2 т.) / отв. ред. А. А. Зворыгин. – М., 1959. - Т. 2 : (М-Я). -
С. 11. 2.
Малаховский
Бронислав Сигизмундович [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/77122/Малаховский. – Дата доступа:
23.11.2016. 3.
Малаховский
Бронислав Сигизмундович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Малаховский,_Бронислав_Сигизмундович.
– Дата доступа: 23.11.2016. 4.
«Гончая»
Малаховского [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://inbio.livejournal.com/97368.html
- Дата доступа: 23.11.2016. РНТБ, 2016 |
||
|
|