Республиканская научно-техническая библиотека

 

 

 

Лейзеровский Абрам Мордухович

 

Часовых дел мастер.

 

В конце XIX - начале XX вв. самым искусным и знаменитым минским часовщиком был Абрам Мордухович Лейзеровский.

Часовых дел мастер - Абрам Мордухович Лейзеровский жил в городе Минске и был живой легендой своего времени. Мастерская искусного зекгармистра* первоначально располагалась на Захарьевской улице, в 79-м доме, принадлежащем Ругеру, а затем переехала в 70-й дом, которым владел Стругач. В лейзеровском ателье изготовлялись и ремонтировались самые разнообразные часы, а впоследствии и появившиеся в Минске модные граммофоны. Напротив мастерской хозяин оборудовал часы в форме фонаря.

Абрам Мордухович умел поразить публику не только в своем городе, но и за его пределами. Выставив свои вручную собранные "брегеты" на Петербургской ремесленной выставке в 1885 г., он был удостоен Похвального листа от ее организаторов.

Часы его работы с двигающимися фигурками были настоящим шедевром и достопримечательностью дореволюционного Минска, но, увы, до нас дошло лишь их восторженное описание в газете "Минский листок". Вот как описывал 4 декабря 1897 г. репортер "Минского листка" новые часы работы Абрама Лейзеровского: "Они устроены в виде крепости, высотой в полтора аршина, окруженной рвом. Часы установлены на башне, по верху которой непрерывно двигается часовой, другой же через каждую минуту выходит из будки. Внизу полукругом проведена железная дорога. Через каждые пять минут выходит поезд с несколькими вагонами и проходит по этому пути. Навстречу поезду выскакивают три солдата: один звонит в колокол, другой выставляет флаг, а третий опускает шлагбаум. В то же время во рву, наполненном водою, двигается пароход, и несколько солдат отбивают нападение неприятеля, желающего прорваться через мост".

 На затейливую игрушку для взрослых у народного умельца ушло два года кропотливой работы.

Подобно многим искусным умельцам, Абрам Лейзеровский был не чужд альтруизма и вполне понятного желания продемонстрировать свои достижения не только современникам, но и потомкам. В марте 1901 г. он обратился в минскую городскую управу с просьбой отдать в аренду, если плата за нее не превысит 100 рублей в год, две сажени земли на аллее, примыкающей к городскому Александровскому скверу по Захарьевской улице напротив дома Гецова. Здесь он хотел построить каменное, одноэтажное, в готическом стиле здание под свою мастерскую. А поскольку, по его мнению, городские часы на Соборной площади приносят пользу преимущественно жителям окрестных улиц, мастер предложил возвести над новым ателье башню с большими курантами и освещать их в ночное время электричеством. Аргументы в пользу массово доступного хронометра с подсветкой казались прогрессивно мыслящему изобретателю очень убедительными: "Здание, которое предложено мною к постройке, будет служить украшением для сквера и пользой для горожан, ибо то удобство, которое доставят публике часы над этим зданием, неоценимо". В случае позитивной резолюции на своем прошении минский Левша обещал безвозмездно заводить городские часы над Казенной палатой на Соборной площади, а спустя 20 лет отдать здание мастерской в собственность города.

В своем великодушном порыве наш земляк-альтруист не догадывался, что через названный им срок практически вся минская недвижимость будет национализирована без всякой на то воли владельцев.

Но, увы, ему не предоставили шанса сделать подарок, которым родной город мог бы гордиться. 1 мая 1901 г. челобитная А. М. Лейзеровского была отклонена городскими властями с формулировкой: "Дума не считает возможным допускать застройку мест, отведенных для общего пользования".

Незадачливому ходатаю не оставалось ничего иного, как совершенствовать свое искусство изготовления замысловатых "счетчиков" времени поражая ими почтенную публику.

В 1909 г. минский умелец произвел фурор на Международной выставке часов, ювелирных и механико-оптических изделий в Петербурге. Украшением выставки стало новое рукотворное чудо А. М. Лейзеровского - часы-автомат в виде замка в готическом стиле. Через сквозную пару ворот дворца-часов проходила железнодорожная колея. Сторож на платформе каждые семь минут давал звонок, звучала музыка. Из средних ворот высыпала публика, встречаемая жандармом. Затем открывались правые ворота, из которых выезжал поезд с пассажирами. Сторож давал знак флагом об исправности пути, и вагончики скрывались в левых воротах замка.

На изготовление этих часов мастер затратил пять лет.

 

Источники

 

1.     Лицкевич, Светлана. В поисках утраченного // С. Лицкевич // Советская Белоруссия. – 2011. – 26 окт. (№ 204).

2.     Селицкая, Людмила. Знаменитый минский часовщик   хотел создать в 1901 году для города куранты с электрической подсветкой / Л. Селицкая // Вечерний Минск. – 2011. - 25 окт. (№ 123).

 

_______________________________________________

* В старобелорусском языке часы именовались словом немецкого происхождения «зекгаръ». Часовых же дел мастеров звали зекгармистрами.