Республиканская научно-техническая
библиотека
|
|
|
|
Кухто Николай Кузьмич (1919
– 2006) Конструктор газотурбинных двигателей, кандидат
технических наук (1968), лауреат Государственной премии СССР (1975).
Николай Кузьмич Кухто родился 12 декабря 1919 г. в
Витебске в белорусско-латышской семье. Его отец был
рабочим-железнодорожником. После окончания школы Николай поступил в Витебский
техно - энергетический техникум. В 1939 г.
он был направлен на Витебский станкостроительный завод имени Кирова, где до
1940 г. работал техником по литейному делу. В том же году Николай Кухто
поступил на учебу на моторный факультет Казанского авиационного института
(КАИ). После
начала Великой Отечественной войны студентов института мобилизовали или в
армию, или на оборонные предприятия. Поскольку Н. К. Кухто из-за зрения был
негоден к строевой службе, он был направлен на Казанский авиационный завод
имени Горбунова, где работал в кузнечном и литейном цехах. Во время
войны Кухто продолжал учиться на вечернем отделении КАИ. Во время подготовки
к защите дипломной работы разрешалась учеба с «отрывом от производства». Это
позволило перейти Николаю с должности начальника цехового техбюро на заводе в
институт, где и был защищен диплом. После этого он назначается руководителем
конструкторской группы по камерам сгорания в ОКБ-16. Это назначение и
определило будущую конструкторскую деятельность. Казанское ОКБ-16 под
руководством С. Д. Колосова разрабатывало первый отечественный авиационный
газотурбинный двигатель, прототипом которого послужил трофейный немецкий
образец. Вскоре
работы были переориентированы на другую отрасль машиностроения: газотурбинные
двигатели предполагалось устанавливать на военные корабли. 7 мая
1954 г. Совет Министров СССР принял постановление об организации на Южном
турбинном заводе в Николаеве (ныне на территории Украины) Специального
конструкторского бюро газотурбинных установок (ныне - Научно-производственное
предприятие «Зоря-Машпроект»). Главным конструктором назначается С. Д.
Колосов. Специалистов для нового конструкторского бюро собирали со всего
СССР. Среди людей, переехавших из Казани в Николаев, была и семья Н. К. Кухто.
Николай Кузьмич возглавил в бюро отдел камер сгорания. Бюро занималось
созданием газотурбинных силовых установок для военных и гражданских судов. В 1959 г.
Н. К. Кухто был командирован в Китайскую Народную Республику в рамках
программы научно-технической помощи СССР, дружественному тогда маоистскому
Китаю. В Харбине советские специалисты помогали создавать завод газотурбинных
двигателей. В 1960 г. семья Н. К. Кухто была вынуждена досрочно вернуться из
Китая из-за идеологических разногласий в советско-китайских отношениях. За
работу на харбинском заводе Николай Кухто награжден Медалью
Китайско-Советской Дружбы (КНР). В 1968 г. Н. К. Кухто защищает диссертацию на соискание
ученой степени кандидата технических наук. Тема была засекречена, как имеющая
отношение к оборонной промышленности. В апреле того же года министерским
приказом Николай Кухто назначен заместителем главного конструктора по
эксплуатации и серийному производству НПП «Машпроект». Газотурбинные
двигатели, создававшиеся в НПП при участии Кухто, предназначались, главным
образом, для гражданского и военного судостроения. Но в это же время группа Н.
К. Кухто разрабатывает новое применение газотурбинным установкам. В 1969 г.
в Тюмени специалистами «Машпроекта» была собрана первая плавающая
генераторная электростанция на основе газотурбинной силовой установки (два
газотурбогенератора ГТГ-1 по 12000 кВт). Плавающая станция-баржа получила
название «Северное сияние». Эта мобильная электростанция предназначалась для
энергоснабжения труднодоступных регионов СССР. Она могла перемещаться по
водным артериям, что позволяло оперативно подключать к электросети районы,
расположенные по берегам сибирских и дальневосточных рек. Станция работала на
двух видах топлива: дизельном и газообразном. Когенерационные
установки предназначены для совместной выработки электрической и тепловой
энергии в виде пара или горячей воды. Электрическая мощность соответствует
мощности газотурбинного двигателя, а величина тепловой мощности может
изменяться в широких пределах за счет выбора схемы теплоутилизирующего контура (парового или
водяного, совместного парового и водяного, оснащенного дополнительной камерой
сгорания). Газотурбинные агрегаты могут работать на дизельном, моторном, а
также газообразном топливе. Конструкция станции позволяет ее проводку в
водоемах с глубиной до 1,5 м. Для экипажа были предусмотрены жилые и
общественные помещения. Дата изобретения: 1969 г. В 1975 г.
Николаю Кузьмичу была присуждена Государственная премия СССР с формулировкой:
«За комплекс работ по созданию, освоению и применению плавучих электростанций
«Северное сияние» с целью решения проблемы энергоснабжения отдаленных районов
Северо-Востока СССР». В 1976 г. конструктор был отмечен орденом «Знак
Почета». Н. К. Кухто
ушел на заслуженный отдых в 1985 г., ему была назначена персональная премия.
Но и после выхода на пенсию он участвовал в работе «Машпроекта», основал
музей предприятия. Николай Кузьмич скончался в Николаеве 23 марта 2006 г. Модификации
газотурбинных двигателей, созданных при участии Н. К. Кухто, сегодня
применяются в судостроении (силовые установки), в добывающей отрасли
(двигатели для перекачки газа), в энергетике (газотурбинные генераторы). Источники 1.
http://rus-eng.org/eng/Kuxto%20Nikolaj%20Kuz%27mich.htm 2.
http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/ntd-kat/1.shtml-Чертеж
техпроекта
|
|
|
|