Республиканская научно-техническая библиотека

 

 

 

Кухто Николай Кузьмич

(1919 – 2006)

 

Конструктор газотурбинных двигателей, кандидат технических наук (1968), лауреат Государственной премии СССР (1975).

 

Николай Кузьмич Кухто родился 12 декабря 1919 г. в Витебске в белорусско-латышской семье. Его отец был рабочим-железнодорожником. После окончания школы Николай поступил в Витебский техно - энергетический техникум.

В 1939 г. он был направлен на Витебский станкостроительный завод имени Кирова, где до 1940 г. работал техником по литейному делу. В том же году Николай Кухто поступил на учебу на моторный факультет Казанского авиационного института (КАИ).

После начала Великой Отечественной войны студентов института мобилизовали или в армию, или на оборонные предприятия. Поскольку Н. К. Кухто из-за зрения был негоден к строевой службе, он был направлен на Казанский авиационный завод имени Горбунова, где работал в кузнечном и литейном цехах.

Во время войны Кухто продолжал учиться на вечернем отделении КАИ. Во время подготовки к защите дипломной работы разрешалась учеба с «отрывом от производства». Это позволило перейти Николаю с должности начальника цехового техбюро на заводе в институт, где и был защищен диплом. После этого он назначается руководителем конструкторской группы по камерам сгорания в ОКБ-16. Это назначение и определило будущую конструкторскую деятельность. Казанское ОКБ-16 под руководством С. Д. Колосова разрабатывало первый отечественный авиационный газотурбинный двигатель, прототипом которого послужил трофейный немецкий образец.

Вскоре работы были переориентированы на другую отрасль машиностроения: газотурбинные двигатели предполагалось устанавливать на военные корабли.

7 мая 1954 г. Совет Министров СССР принял постановление об организации на Южном турбинном заводе в Николаеве (ныне на территории Украины) Специального конструкторского бюро газотурбинных установок (ныне - Научно-производственное предприятие «Зоря-Машпроект»). Главным конструктором назначается С. Д. Колосов. Специалистов для нового конструкторского бюро собирали со всего СССР. Среди людей, переехавших из Казани в Николаев, была и семья Н. К. Кухто. Николай Кузьмич возглавил в бюро отдел камер сгорания. Бюро занималось созданием газотурбинных силовых установок для военных и гражданских судов.

В 1959 г. Н. К. Кухто был командирован в Китайскую Народную Республику в рамках программы научно-технической помощи СССР, дружественному тогда маоистскому Китаю. В Харбине советские специалисты помогали создавать завод газотурбинных двигателей. В 1960 г. семья Н. К. Кухто была вынуждена досрочно вернуться из Китая из-за идеологических разногласий в советско-китайских отношениях. За работу на харбинском заводе Николай Кухто награжден Медалью Китайско-Советской Дружбы (КНР).

В 1968 г. Н. К. Кухто защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Тема была засекречена, как имеющая отношение к оборонной промышленности. В апреле того же года министерским приказом Николай Кухто назначен заместителем главного конструктора по эксплуатации и серийному производству НПП «Машпроект». Газотурбинные двигатели, создававшиеся в НПП при участии Кухто, предназначались, главным образом, для гражданского и военного судостроения. Но в это же время группа Н. К. Кухто разрабатывает новое применение газотурбинным установкам.

В 1969 г. в Тюмени специалистами «Машпроекта» была собрана первая плавающая генераторная электростанция на основе газотурбинной силовой установки (два газотурбогенератора ГТГ-1 по 12000 кВт). Плавающая станция-баржа получила название «Северное сияние». Эта мобильная электростанция предназначалась для энергоснабжения труднодоступных регионов СССР. Она могла перемещаться по водным артериям, что позволяло оперативно подключать к электросети районы, расположенные по берегам сибирских и дальневосточных рек. Станция работала на двух видах топлива: дизельном и газообразном.

Плавучая газотурбинная электростанция "Северное сияние" мощностью 20 000 квт. Технический проект. 1967 г.Когенерационные установки предназначены для совместной выработки электрической и тепловой энергии в виде пара или горячей воды. Электрическая мощность соответствует мощности газотурбинного двигателя, а величина тепловой мощности может изменяться в широких пределах за счет выбора схемы  теплоутилизирующего контура (парового или водяного, совместного парового и водяного, оснащенного дополнительной камерой сгорания). Газотурбинные агрегаты могут работать на дизельном, моторном, а также газообразном топливе. Конструкция станции позволяет ее проводку в водоемах с глубиной до 1,5 м. Для экипажа были предусмотрены жилые и общественные помещения. Дата изобретения: 1969 г.

В 1975 г. Николаю Кузьмичу была присуждена Государственная премия СССР с формулировкой: «За комплекс работ по созданию, освоению и применению плавучих электростанций «Северное сияние» с целью решения проблемы энергоснабжения отдаленных районов Северо-Востока СССР». В 1976 г. конструктор был отмечен орденом «Знак Почета».

Н. К. Кухто ушел на заслуженный отдых в 1985 г., ему была назначена персональная премия. Но и после выхода на пенсию он участвовал в работе «Машпроекта», основал музей предприятия. Николай Кузьмич скончался в Николаеве 23 марта 2006 г.

Модификации газотурбинных двигателей, созданных при участии Н. К. Кухто, сегодня применяются в судостроении (силовые установки), в добывающей отрасли (двигатели для перекачки газа), в энергетике (газотурбинные генераторы).

 

Источники

 

1.     http://rus-eng.org/eng/Kuxto%20Nikolaj%20Kuz%27mich.htm

2.     http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/ntd-kat/1.shtml-Чертеж техпроекта

3.     http://ru.wikipedia.org