Республиканская научно-техническая библиотека

 

Описание: D:\BD\BELNAMES\images\TITBD.jpg

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\to_glav1.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\to_spis1.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\a_plus2.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\a_minus2.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\1n.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\3n.gif

Косберг Семен Ариевич

Описание: 92

(1903 — 1965)

 

Конструктор, специалист в области авиационных и ракетных двигателей. Доктор технических наук (1959 г.).

 

Описание: 1-kosbergСемен Ариевич Косберг родился 14 октября 1903 г. в городе Слуцке Минской губернии России (теперь – Минская область Республики Беларусь).

Косберг был четвертым ребенком в большой семье известного в Слуцке кузнеца-кустаря. Он рано овладел ремеслом отца, унаследовав от него любовь к технике и умение обращаться с металлом.

С 1917 по 1919 гг. С. А. Косберг учился в Слуцком коммерческом училище, с 1919 по 1925 гг. – работал кузнецом и слесарем в кузнице отца и одновременно в 1922 -1924 гг. занимался на вечерних общеобразовательных курсах, где получил среднее образование. С 1925 по 1926 гг. служил в Красной Армии, а после демобилизации работал слесарем на фабрике имени С. Халтурина в  Ленинграде; с 1927 по 1929 гг. учился в Ленинградском политехническом институте, а затем - в Московском авиационном институте, который окончил в 1930 г.

В 1931 г. С. А. Косберг был направлен на работу в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ). Здесь у молодого инженера проявился талант изобретателя, он подал немало смелых, неожиданных идей, прошел путь от инженера-конструктора до начальника крупного исследовательского отдела, занимавшегося вопросами создания системы непосредственного впрыска (НВ) топлива в головки цилиндров авиационных моторов.

С группой инженеров С. А. Косберг изучает зарубежный опыт, разрабатывает и испытывает систему НВ для авиационного двигателя М-34. В 1936 и 1937 гг. в издании ЦИАМа «Авиадвигатель» появляются первые статьи С. А. Косберга о впрыскивающей системе питания топлива (СПТ) для бензиновых двигателей. В 1939 г. в сборнике «Техника воздушного флота» печатаются очередные статьи, посвященные особенностям агрегатов непосредственного впрыска (НВ).

С. А. Косберг был одним из первых, кому выпала часть первыми заложить прочный фундамент советской авиационной, а впоследствии и ракетной техники. Талантливый инженер и энергичный организатор, в 1940 г. С. А. Косберг назначается заместителем главного конструктора ОКБ завода № 33 Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП) и начальником КБ по разработке систем НВ на этом заводе. С 1940 г. С. А. Косберг становится “закрытым” учёным-конструктором с незаурядным, ко всему, организаторским талантом, руководителем ряда “номерных” предприятий, выпускающих военную технику.

Описание: 4-kosbergВ первый год Великой Отечественной войны, в связи с возросшей необходимостью коренного улучшения боевой авиационной техники, ОКБ завода № 33 при эвакуации было разделено на два самостоятельных предприятия, одно из которых, будущее КБ химавтоматики (КБХА) было эвакуировано в г. Бердск Новосибирской области на завод № 296 им. Дзержинского НКАП. С 13 октября 1941 г. предприятие стало самостоятельным и получило наименование ОКБ-296. Главным конструктором был назначен С. А. Косберг. В суровых сибирских условиях горстка специалистов из 30 человек, руководимых С. А. Косбергом, в короткие сроки создала и внедрила в серийное производство агрегат непосредственного впрыска НВ-ЗУ для авиационного мотора АШ-82ФН генерального конструктора А. Д. Швецова. Несомненные достоинства системы НВ, подтвержденные эксплуатацией в боевых условиях, обусловили полное вытеснение в 1943-1944 гг. системы карбюрации со всех вновь разрабатываемых поршневых двигателей.

За большой личный вклад в дело создания боевой авиационной техники С. А. Косберг был награжден орденами «Знак Почета», Красной Звезды и Отечественной войны1-й степени.

Особое место в деятельности С. А. Косберга и руководимого им ОКБ занимали исследования по проектированию и отработке форсунок, технологичных в изготовлении и надежных в эксплуатации, так как от этих важных узлов в значительной мере зависел основной параметр поршневых, турбореактивных и жидкостных ракетных двигателей - экономичность. Впервые в отечественной практике были внедрены проливочные испытания форсунок при их комплектовании, обеспечивающие единообразие гидравлических характеристик указанных узлов.

В 1941-1954 гг. под руководством С. А. Косберга, помимо агрегатов НВ, было разработано и передано в производство 10 типов серийных и 17 типов опытно-экспериментальных форсунок для авиационных моторов, 31 тип рабочих и 4 типа пусковых форсунок для реактивных двигателей 18 наименований.

По окончании войны в 1946 г. ОКБ было перебазировано в Воронеж и стало именоваться ОКБ -154. К этому времени на смену поршневым двигателям пришли реактивные. ОКБ, продолжая работы над агрегатами НВ, начало разработку агрегатов топливной аппаратуры для турбореактивных и турбовинтовых двигателей генеральных конструкторов В. Я. Климова, А. М. Люльки, А. А. Микулина, П. А. Соловьева, А. Г. Ивченко, Н. Д. Кузнецова.

Описание: 5-kosbergС. А. Косберг проявил инициативу в разработке ряда пусковых стартеров на твердом топливе (порохе), а затем и на жидком (унитарном)  топливе для мощных авиационных турбореактивных двигателей. Усилиями коллектива ОКБ под руководством С. А. Косберга в 1954-1958 гг. были разработаны жидкостные реактивные двигатели (ЖРД).

В августе 1957 г. ОКБ было реорганизовано в самостоятельное уставное Государственное союзное опытно-конструкторское бюро № 154. Его специалистам были поручены работы по созданию новых авиационных ЖРД. ОКБ под руководством С. А. Косберга приступило к разработке ЖРД ракет класса 'земля-воздух' для противовоздушной обороны страны.

10 февраля 1958 г. произошла встреча С. А. Косберга и его соратника А. Д. Конопатова с С. П. Королевым, положившая начало их сотрудничеству.

Двухступенчатая ракета-носитель конструкции Сергея Королева успешно вывела на орбиту три первых искусственных спутника Земли. Но для дальнейшего прорыва в космос нужна третья ступень, которая разгонит аппарат до второй космической скорости и по сути сделает корабль космическим. Третья ступень создается  С.А. Косбергом в рекордно короткий срок – за 9 месяцев. Это был первый отечественный ЖРД, запускаемый в условиях, близких к состоянию невесомости и глубокого вакуума.

Автоматические межпланетные станции «Луна -1, 2, 3» запускались трехступенчатой ракетой-носителем «Восток» с ракетным блоком «Е», имеющим кислородно-керосиновый ЖРД РО-7 конструкции ОКБ, которым руководил С. А. Косберг.  Созданные при его участии жидкостные двигатели для ракет-носителей вывели на орбиты советские искусственные спутники Земли, пилотируемые космические корабли «Восток», «Восход», «Союз».

В сотрудничестве с генеральным конструктором ракетно-космических систем В. Н. Челомеем А. С. Косберг создал в 1960-х годах однокамерный двигатель тягой 60 тонн для второй и третьей ступеней ракеты-носителя «Протон» средней грузоподъемности, которая доставила космические аппараты на Луну, Марс и Венеру. С помощью этой ракеты Россия осуществляла космические полеты к орбитальной станции «Мир».

Заслуги А. С. Косберга в области ракетостроения были высоко оценены: в 1959 г. ему была присуждена степень доктора технических наук, в 1960 г. – Ленинская премия, в 1961 г. – присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Описание: 1f1c9ae60addac073291bbc31a701983_WithKorolev.jpgГлавное достижение С. А. Косберга в истории космонавтики состоит в том, что вместе с С. П. Королевым и Ю. А. Гагариным он тоже причастен к великому мировому событию – запуску человека в космос. Именно эти три человека одновременно стали в 1961 году Героями Социалистического Труда за первый полет гражданина Земли в открытый Космос.

Жизнь замечательного конструктора трагически оборвалась в январе 1965 года. Семен Ариевич Косберг погиб в автомобильной катастрофе по дороге на свой завод.

Имя ученого широко известно всем коллективам, принимающим участие в работах, связанных с авиационной и ракетной техникой. С. А. Косберг основал КБХА - Воронежское конструкторское бюро химавтоматики – предприятие, работающее на оборону страны и космос.

В Воронеже, на доме №14 по улице Орджоникидзе, висит мемориальная доска в память о некогда глубоко засекреченном главном конструкторе двигателя знаменитой третьей ступени советских космических кораблей.

Память о Семене  Ариевиче Косберге увековечена - его именем назван кратер на обратной стороне Луны и улица в его родном городе Слуцке.

 

Источники

 

1.       Абламейко, С. В. Семен Ариевич Косберг / С. В. Абламейко // Космонавтика Беларуси / С. В. Абламейко ; Белорус. гос. ун-т. - Минск, 2014. - С. 9-11. - (Белорусы в истории мирового космоса).

2.       Баландзін, К. І. Галоўны канструктар [Сямён Арыевіч Косберг] / К. І. Баландзін // Зоркі беларускай тэхнічнай навукі : вучэб.-метад. дапам. па курсу «Гісторыя культуры Беларусі» / К. І. Баландзін ; Беларус. дзярж. палітэхн. акад. - Мінск, 1996. - С. 6- 9.

3.       Варанько, К. Д. 14 кастрычніка - 110 гадоў з дня нараджэння С. А. Косберга (1903-1965), конструктара і вучонага ў галіне авіяцыйных і ракетных рухавікоў / К. Д. Варанько // Фізіка. - 2013. - № 5. - С. 59-60. - (Фізіка ў постацях і датах). - Бібліягр.: 9 назваў.

4.       Галуза, І. В. Біяграфічныя звесткі пра астраномаў і касманаўтаў Беларусі / І. В. Галуза, У. А. Голубеў, А. А. Шымбалёў // Фізіка. - 2015. - № 6. - С. 48-57. - Са зместу: Косберг Сямён Арыевіч (1903-1965). - С. 54-55.

5.       Глушко, В. П. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР / В. П. Глушко. - Изд. 3-е, доп. - М., 1987.- 304 с. : ил. - Из содерж.: Косберг С. А. - С. 71, 90, 106, 168, 236, 279.

6.       Голубев, А. А. С. А. Косберг - основатель ОКБ-154 (ныне КБ химавтоматика) / А. А. Голубев // Космонавтика и ракетостроение. - 1994. - № 2. - С. 97-103. - (К 90-летию со дня рождения).

7.       Дедушка. Косберг Семен Ариевич: (1903-1965) (Слуцк-Воронеж) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://anastgal.livejournal.com/215278.html. - Дата доступа: 20.12.2018.

8.       Иванов, Д. Белорусы и космос [Косберг Семен Ариевич] / Д. Иванов // Директор. - 2011. - № 4. - С. 72-75.

9.       Кисель, В. П. Изобретатели и конструкторы [С. А. Косберг] : попул. биогр. справ. / В. П. Кисель. - Минск : Беларусь, 2004. - 214 с.

10.  Косберг Сямён Арыевіч (14.10.1903, г. Слуцк Мінскай вобл. - 3.1.1965) // Беларуская энцыклапедыя : у 18 т. / Г. П. Пашкоў (гал. рэд.). - Мінск, 1999. - Т. 8 : Канто - Кулі. - С. 429.

11.  Косберг Семён Ариевич. Минская область : энциклопедия : в 2 т. - Минск, 2007. - Т. 2. - С. 206-207.

12.  Косберг Сямён Арыевіч // Ваенная энцыклапедыя Беларусі = Военная энциклопедия Беларуси / [склад: В. Ц. Осіпаў і інш. ; рэдкал. Л. У. Языковіч (гал. рэд.) і інш. ; мастак В. А. Ляхар]. - Мінск, 2010. - С. 533.

13.  Косберг Семён Ариевич // Военная энциклопедия. - М., 1999. - Т. 4. - С. 220. 

14.  Косберг Семен Ариевич (1903-65) // Космонавтика : энциклопедия / гл. ред. В. П. Глушко. - М., 1985. - С. 171.

15.  Косберг Сямён Арыевіч (14.10.1903-3.1.1965) // 250 асоб з Беларусі ў дыялогах культур = 250 People from Belarus in the Dialogue of Cultures. - Мінск, 2008. - C. 143-145.

16.  Косберг, Семён Ариевич [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Косберг,_Семён_Ариевич. - Дата доступа: 20.12.2018.

17.  Косберг Семен Ариевич (советский конструктор, создатель авиационных и ракетных двигателей) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://persona.rin.ru/view/f/0/31835/kosberg-semen-arievich. - Дата доступа: 20.12.2018.

18.  Косберг Семён Ариевич [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nasledie-sluck.by/ru/people/1273/1275/. - Дата доступа: 20.12.2018. - (Наследие Слуцкого края).

19.  Косберг Семен Ариевич (советский инженер, эксперт в области авиационных и ракетных двигателей, доктор технических наук (1959), Герой Социалистического Труда (1961) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tunnel.ru/post-kosberg-semen-arievich. - Дата доступа: 20.12.2018.

20.  Косберг Семён (Шолом) Ариевич (1903 - 1965) (Герой Социалистического Труда, конструктор, создатель авиационных и ракетных двигателей, главный конструктор ОКБ-154 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jewmil.com/biografii/item/119-kosberg-semjon-arievich. - Дата доступа: 20.12.2018.

21.  Марціновіч, А. Першы аўтограф Гагарына - яму. Сямён Косберг / А. Марціновіч // Успамін пра будучыню : мастац.-гіст. апавяданні, эсэ / А. Марціновіч. - Мінск, 2002. - С. 497-525. - (Гісторыя ў асобах).

22.  Мыцько, А. Славутыя землякі на карце свету [Сямён Арыевіч Косберг] / А. Мыцько // Беларус. думка. - 2016. - № 2. - С. 34-39.

23.  Орлов, В. Беларусы и космос / В. Орлов // Деды : дайджест публ. о беларус. истории. - 2001. - Вып. 8, Ч. 3 : Люди и события - С. 186-198. - Из содержания: Косберг Семен Ариевич. - С. 194-196.

24.  Цандер, Т. Семен Косберг - белорусский гений мировой космонавтики / Т. Цандер // Кем быть?. - 2014. № 1. - С. 30-31. - (В центре событий).

25.  Шуб, А. М. Властелин космических высот [Семен Ариевич Косберг] / А. М. Шуб // Фізіка: праблемы выкладання. - 1998. - № 3. - С. 104-106. - (Серыя «У дапамогу педагогу»).

 

РНТБ, 2011-2018.

 

 

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\7n.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\9n.gif

Описание: D:\BD\BELNAMES\F_HTM\images\r_end1.gif