Республиканская научно-техническая
библиотека
|
|
|
|
Герн Оттомар Борисович
(1827— 1882) Оттомар Борисович Герн, также известный как Константин
Борисович Герн, родился 16 (28) ноября 1827 г. в Витебской губернии в дворянской семье с немецкими корнями. Его
учителем и покровителем долгие годы были знаменитый барон Тотлебен и Великий
Князь Константин Николаевич Романов. В возрасте 14 лет в 1841 г. поступил кондуктором
(унтер-офицерское звание Российского Императорского флота) в Главное
инженерное училище. В 1844 г. произведен в прапорщики (в тот период – младшее
офицерское звание) и переведен в офицерские классы, 23 сентября 1845 г.
произведен по экзамену в подпоручики. 3 сентября 1846 г. выпущен на службу в
Инженерный корпус с переводом в гвардию (прапорщиком в лейб-гвардии Саперный
батальон) и прикомандированием к Главному инженерному училищу (впоследствии
переименованном в Николаевское инженерное училище) в качестве репетитора
фортификации. 25 августа 1847 г. назначен преподавателем фортификации
в то же училище (преподавательской деятельностью занимался до 60-х годов). 15
июля 1848 г. произведен в подпоручики и 6 декабря 1850 г. — в поручики, 6
декабря 1854 г. - в штабс-капитаны. Летом 1851 г. осматривал строительные и практические
саперные работы в крепостях Динабурге, Варшаве, Ивангороде, Бресте, Киеве и
Бобруйске. В 1853 г. был командирован в крепости Бобруйск, Киев, Брест,
Ивангород, Варшаву и Новогеоргиевск для содействия начальнику Николаевского
инженерного училища «в исполнении возложенного на него поручения». С 9 июня по 9 ноября 1854 г. был в командировке в
крепости Ревель (в настоящее время – Таллинн), приведенной в оборонительное
положение. В чине капитана (с 17 апреля 1855 г.) утвержден 14 ноября 1858 г.
адъюнкт-профессором фортификации. 3 апреля 1860 г. произведен в полковники с
переводом в военные инженеры. Кроме Инженерного училища и академии преподавал
фортификацию и в Николаевской академии генерального штаба (с 1856 по 1860
гг.). До 1869 г. состоял совещательным членом артиллерийского комитета,
учрежденного для изыскания технических средств к приготовлению новых
потребностей вооружения артиллерии и флота. После производства 1 января 1869
г. в генерал-майоры назначен членом Технического комитета Главного
инженерного управления, переименованного вскоре в Инженерный комитет, и
состоял в этой должности до кончины. В 1870 г. был командирован на театр военных действий во
время франко-прусской войны, по окончании которых представил обширный доклад
обо всех фортификационных операциях воевавших сторон. Прусский король наградил его орденом Красного Орла 2-й
ст. со звездой и мечами. 19 февраля 1871 г. Оттомар Борисович Герн был
зачислен в свиту Его Величества.
В 1878 г. на Русско-турецкой войне награжден орденом
Св. Владимира 2-й ст. с мечами. 30 августа 1879 г. Герн был произведен в
генерал-лейтенанты.
Проектирование подводных лодок Подводная лодка № 1 В 1854 г. 27-летний военный инженер-фортификатор
штабс-капитан Герн прибыл в Ревель для осуществления мероприятий по усилению
его обороноспособности в связи с началом Крымской войны и ожидавшимся
нападением англо-французской эскадры. Герн посчитал необходимым дополнить
береговую оборону порта активными элементами и разработал проект деревянной
диверсионной субмарины - подводного брандера с зарядом взрывчатого вещества.
Герн рассчитывал использовать это судно для скрытых атак против вражеских
судов. Оно было задумано несложным и легко повторяемым в условиях дефицита
времени, материалов и недостатка квалифицированных плотников. В большей части подводной лодки располагались экипаж,
маховик вращения гребного винта, средства наблюдения и навигации. После испытаний официальная комиссия сочла проект
перспективным и предложила конструктору создать металлическую лодку без
значительных изменений размеров. Деревянный брандер для обеспечения
секретности вскоре после испытаний разобрали. В августе 1854 года было получено высочайшее разрешение
императора Николая I и 1000 рублей серебром на постройку этой подводной
лодки. Оттомар Герн с помощниками незамедлительно приступил к работе. Уже
осенью этого года были проведены пробные погружения в порту: под водой она
двигалась со скоростью 1,5 км/ч, и аварий во время испытаний не было. Подводная лодка № 2 Разработку второго проекта подводной лодки Оттомар Герн
завершил 2 июня 1855 г. Водоизмещение лодки составило 8 тонн, её длина
составила 5 м., ширина 1,1 м., высота 2,5 м. Клепаный корпус был выполнен без
набора из железных листов толщиной 3 мм., соединенных в пазах и стыках
посредством однорядного заклепочного шва. По форме он представлял собой тело,
симметричное в диаметральной плоскости и асимметричное в горизонтальной
плоскости, а в сечении по миделю — прямоугольник с закругленной нижней
частью. Конструктивно корпус состоял из верхней и нижней частей, сходных по
форме с двумя шлюпками, причем лодка, обращенная кверху днищем, являлась
плоскодонной, нижняя часть имела в оконечностях острые обводы. В верхней
части, помимо экипажа, размещались различные устройства и механизмы, в нижней
— водяной балласт и шлюзовая водолазная камера. Обе части в носу и корме
имели деревянные платформы для размещения экипажа (каждая из подводных лодок
Герна могла вмещать 4 человека). Оконечности корпуса заканчивались острыми
ребрами с проушинами, предназначенными для подвешивания подводной лодки при
транспортировке ее надводными судами к району боевого применения. Зарядное
отделение оборудовалось по типу первой подводной лодки Герна.
Подводная лодка № 3 Новый аппарат закончили к осени, но уже с ручным
приводом на гребной вал. Его постройка обошлась военному ведомству в 7 тысяч
рублей. Опыты прошли осенью того же года в Колпино на акватории большого
заводского пруда. Опыты прошли достаточно успешно, но главным недостатком
сочли малый ход. Подводная лодка № 4 Корпус подводной лодки, выполненный из металла,
представлял собой веретенообразное тело длиной 12 м и 2 м диаметром. Полное
водоизмещение 25 тонн, рабочая глубина погружения 2 м. Лодка была
однокорпусной с одной плоской и двумя сферическими водонепроницаемыми
переборками и внутренними балластными цистернами. Основу энергетической
установки, сконструированной с расчетом возможности работы как паровой машины
и пневматического двигателя, составляла комбинированная двухцилиндровая
машина мощностью 6 л.с. Итоги изобретательской деятельности Сконструировал и построил первое в мире подводное
судно, представлявшее собой веретенообразное тело. Первым использовал поперечные сферические переборки,
разделявшие корпус на водонепроницаемые отсеки. Первым в России установил на подводную лодку в качестве
движителя гребной винт. Впервые в практике подводного судостроения применил для
движения подводной лодки пневматическую энергетическую установку, способную
работать по комбинированному циклу. Сконструировал гребной винт с поворотными лопастями. Впервые в практике российского подводного судостроения
пытался осуществить комплексную регенерацию воздуха. Спроектировал и построил торпеду собственной
конструкции. Его подводная лодка № 2 была первой, оборудованной
магнитным компасом со специальным дефлектором. Источники 1. Оттомар Борисович Герн [Электронный
ресурс] // Изобретения и изобретатели России. – Режим доступа:
http://www.inventor.perm.ru/persons/inventor_gern.htm . – Дата доступа:
20.07.2020. 2. Рассол, И. Р. Подводные брандеры О.Б.
Герна [Электронный ресурс] // Гангут.—
СПб.: Гангут, 2008. — № 47. — С. 46-66. – Режим доступа:
https://www.twirpx.com/file/1992055/. – Дата доступа: 20. 07. 2020. 3. Чулков, Н. П. Герн Оттомар Борисович
[Электронный ресурс] // Русский биографический словарь. – Режим доступа: https://slovar.wikireading.ru/1161215. –
Дата доступа: 20.07.2020. 4. Подводные лодки О. Б. Герна
[Электронный ресурс] // Штурм глубины. – Режим доступа:
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/under_1917/ns/gern/list4.htm. – Дата
доступа: 20.07.2020. 5. Герн,_Оттомар_Борисович [Электронный
ресурс] // Википедия. – Режим доступ: https://ru.wikipedia.org/wiki/. – Дата
доступа: 20.07.2020 6. Матвиенко, А. Капитаны Немо из
белорусских глубин [Электронный ресурс] Беларуская думка.– 2007.– №4.– С.
98-103. – Режим доступа: https://beldumka.belta.by/isfiles/000167_99643.pdf.
– Дата доступа: 20. 07. 2020. РНТБ, 2021 |
|
|
|