Республиканская научно-техническая библиотека

 

 

 

 

Герн Оттомар Борисович

 

(1827— 1882)

 Генерал-лейтенант, военный инженер, кораблестроитель, один из первых создателей русских подводных лодок.  

Оттомар Борисович Герн, также известный как Константин Борисович Герн, родился 16 (28) ноября 1827 г. в Витебской губернии  в дворянской семье с немецкими корнями. Его учителем и покровителем долгие годы были знаменитый барон Тотлебен и Великий Князь Константин Николаевич Романов.

В возрасте 14 лет в 1841 г. поступил кондуктором (унтер-офицерское звание Российского Императорского флота) в Главное инженерное училище. В 1844 г. произведен в прапорщики (в тот период – младшее офицерское звание) и переведен в офицерские классы, 23 сентября 1845 г. произведен по экзамену в подпоручики. 3 сентября 1846 г. выпущен на службу в Инженерный корпус с переводом в гвардию (прапорщиком в лейб-гвардии Саперный батальон) и прикомандированием к Главному инженерному училищу (впоследствии переименованном в Николаевское инженерное училище) в качестве репетитора фортификации.

25 августа 1847 г. назначен преподавателем фортификации в то же училище (преподавательской деятельностью занимался до 60-х годов). 15 июля 1848 г. произведен в подпоручики и 6 декабря 1850 г. — в поручики, 6 декабря 1854 г. - в штабс-капитаны.

Летом 1851 г. осматривал строительные и практические саперные работы в крепостях Динабурге, Варшаве, Ивангороде, Бресте, Киеве и Бобруйске. В 1853 г. был командирован в крепости Бобруйск, Киев, Брест, Ивангород, Варшаву и Новогеоргиевск для содействия начальнику Николаевского инженерного училища «в исполнении возложенного на него поручения».

С 9 июня по 9 ноября 1854 г. был в командировке в крепости Ревель (в настоящее время – Таллинн), приведенной в оборонительное положение. В чине капитана (с 17 апреля 1855 г.) утвержден 14 ноября 1858 г. адъюнкт-профессором фортификации. 3 апреля 1860 г. произведен в полковники с переводом в военные инженеры.

Кроме Инженерного училища и академии преподавал фортификацию и в Николаевской академии генерального штаба (с 1856 по 1860 гг.). До 1869 г. состоял совещательным членом артиллерийского комитета, учрежденного для изыскания технических средств к приготовлению новых потребностей вооружения артиллерии и флота. После производства 1 января 1869 г. в генерал-майоры назначен членом Технического комитета Главного инженерного управления, переименованного вскоре в Инженерный комитет, и состоял в этой должности до кончины.

В 1870 г. был командирован на театр военных действий во время франко-прусской войны, по окончании которых представил обширный доклад обо всех фортификационных операциях воевавших сторон. Прусский король наградил его орденом Красного Орла 2-й ст. со звездой и мечами. 19 февраля 1871 г. Оттомар Борисович Герн был зачислен в свиту Его Величества. В 1878 г. на Русско-турецкой войне награжден орденом Св. Владимира 2-й ст. с мечами. 30 августа 1879 г. Герн был произведен в генерал-лейтенанты. Кроме вышеупомянутых орденов,  был награжден русскими высшими орденами: Св. Станислава 1-й ст. (1873 г.), Св. Анны 1-й ст. (1876 г.) и Св. Владимира 3-й ст. (1871 г.), а также несколькими иностранными.

Проектирование подводных лодок  

Подводная лодка № 1  

В 1854 г. 27-летний военный инженер-фортификатор штабс-капитан Герн прибыл в Ревель для осуществления мероприятий по усилению его обороноспособности в связи с началом Крымской войны и ожидавшимся нападением англо-французской эскадры. Герн посчитал необходимым дополнить береговую оборону порта активными элементами и разработал проект деревянной диверсионной субмарины - подводного брандера с зарядом взрывчатого вещества. Герн рассчитывал использовать это судно для скрытых атак против вражеских судов. Оно было задумано несложным и легко повторяемым в условиях дефицита времени, материалов и недостатка квалифицированных плотников.
Брандер вооружался отделяемой миной (пороховым зарядом), расположенной в носовой части. Предполагалось крепить ее к днищу атакуемого корабля и после отхода лодки на безопасное расстояние подрывать c помощью электрозапала от гальванической батареи.

В большей части подводной лодки располагались экипаж, маховик вращения гребного винта, средства наблюдения и навигации.

После испытаний официальная комиссия сочла проект перспективным и предложила конструктору создать металлическую лодку без значительных изменений размеров. Деревянный брандер для обеспечения секретности вскоре после испытаний разобрали.

В августе 1854 года было получено высочайшее разрешение императора Николая I и 1000 рублей серебром на постройку этой подводной лодки. Оттомар Герн с помощниками незамедлительно приступил к работе. Уже осенью этого года были проведены пробные погружения в порту: под водой она двигалась со скоростью 1,5 км/ч, и аварий во время испытаний не было.  

Подводная лодка № 2

Разработку второго проекта подводной лодки Оттомар Герн завершил 2 июня 1855 г. Водоизмещение лодки составило 8 тонн, её длина составила 5 м., ширина 1,1 м., высота 2,5 м. Клепаный корпус был выполнен без набора из железных листов толщиной 3 мм., соединенных в пазах и стыках посредством однорядного заклепочного шва. По форме он представлял собой тело, симметричное в диаметральной плоскости и асимметричное в горизонтальной плоскости, а в сечении по миделю — прямоугольник с закругленной нижней частью. Конструктивно корпус состоял из верхней и нижней частей, сходных по форме с двумя шлюпками, причем лодка, обращенная кверху днищем, являлась плоскодонной, нижняя часть имела в оконечностях острые обводы. В верхней части, помимо экипажа, размещались различные устройства и механизмы, в нижней — водяной балласт и шлюзовая водолазная камера. Обе части в носу и корме имели деревянные платформы для размещения экипажа (каждая из подводных лодок Герна могла вмещать 4 человека). Оконечности корпуса заканчивались острыми ребрами с проушинами, предназначенными для подвешивания подводной лодки при транспортировке ее надводными судами к району боевого применения. Зарядное отделение оборудовалось по типу первой подводной лодки Герна.

В качестве движителя конструктор применил двухлопастной винт, который приводился в действие через маховик мускульной силой двух матросов. На подводной лодке Герна впервые в практике отечественного подводного судостроения использовался гребной винт.

В нижней части корпуса между двумя поперечными переборками располагалась шлюзовая камера, в днище которой имелись люк для выхода водолаза, смотровые иллюминаторы и ниша для подводного якоря. В середине верхней части корпуса был сделан вырез, закрытый смотровым стеклянным колпаком, огражденным железной решеткой (этот вырез использовался и как входной люк). При погружении водяной балласт принимался непосредственно в трюм через забортный кингстон. Глубина погружения изменялась путем дополнительного приема воды или откачки ее ручным насосом. Как и на первой подводной лодке, здесь предусматривался вертикальный руль со штуртросами от румпеля к штурвалу, установленному в средней части судна. В сентябре 1855 г. лодка прошла двухнедельные ходовые испытания на Малой Неве, которые показали, что забортная вода проникает внутрь корпуса сквозь заклепочные швы.

Подводная лодка № 3

 Хотя ни чертежей, ни подробного описания лодки не найдено, об её устройстве можно судить по косвенным данным. Лодка имела герметичный корпус. Кормовая часть среднего отсека лодки предназначалась для установки двигателя. В носовой части размещался штурвал вертикального руля. В борта и настил палубы лодки были врезаны иллюминаторы. Масса корпуса составляла приблизительно 5 тонн. Главным новшеством лодки должна была стать газовая (аммиачная) машина, спроектированная В. Ф. Петрушевским. Однако стендовые испытания мотора окончились неудачей.

Новый аппарат закончили к осени, но уже с ручным приводом на гребной вал. Его постройка обошлась военному ведомству в 7 тысяч рублей. Опыты прошли осенью того же года в Колпино на акватории большого заводского пруда. Опыты прошли достаточно успешно, но главным недостатком сочли малый ход.

Подводная лодка № 4  

Корпус подводной лодки, выполненный из металла, представлял собой веретенообразное тело длиной 12 м и 2 м диаметром. Полное водоизмещение 25 тонн, рабочая глубина погружения 2 м. Лодка была однокорпусной с одной плоской и двумя сферическими водонепроницаемыми переборками и внутренними балластными цистернами. Основу энергетической установки, сконструированной с расчетом возможности работы как паровой машины и пневматического двигателя, составляла комбинированная двухцилиндровая машина мощностью 6 л.с. Постройка подводной лодки окончилась в 1867 г. Испытания проводились в Итальянском пруду Кронштадтского порта в течение 9 лет. За это время конструктор внес целый ряд усовершенствований. На заводе Берда в Петербурге Герн построил большую (масса 5 тонн, длина 7 м, диаметр 1 м) и весьма тихоходную торпеду, а также подал идею крепления её снаружи под корпусом подводной лодки. В результате усовершенствований подводная лодка № 4 к середине 1870-х годов хорошо управлялась на испытаниях, однако в подводном положении могла плавать лишь под пневматическим двигателем – надёжно герметизировать топку не удалось, поэтому во время погружения на глубину, при которой скрывались под водой концы вентиляционных труб, газы прорывались в отсеки.  

Итоги изобретательской деятельности

Сконструировал и построил первое в мире подводное судно, представлявшее собой веретенообразное тело.

Первым использовал поперечные сферические переборки, разделявшие корпус на водонепроницаемые отсеки.

Первым в России установил на подводную лодку в качестве движителя гребной винт.

Впервые в практике подводного судостроения применил для движения подводной лодки пневматическую энергетическую установку, способную работать по комбинированному циклу.

Сконструировал гребной винт с поворотными лопастями.

Впервые в практике российского подводного судостроения пытался осуществить комплексную регенерацию воздуха.

Спроектировал и построил торпеду собственной конструкции.

Его подводная лодка № 2 была первой, оборудованной магнитным компасом со специальным дефлектором.  

Источники  

1.         Оттомар Борисович Герн [Электронный ресурс] // Изобретения и изобретатели России. – Режим доступа: http://www.inventor.perm.ru/persons/inventor_gern.htm . – Дата доступа: 20.07.2020.

2.         Рассол, И. Р. Подводные брандеры О.Б. Герна [Электронный ресурс]  // Гангут.— СПб.: Гангут, 2008. — № 47. — С. 46-66. – Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1992055/. – Дата доступа: 20. 07. 2020.

3.         Чулков, Н. П. Герн Оттомар Борисович [Электронный ресурс] // Русский биографический словарь. – Режим доступа:  https://slovar.wikireading.ru/1161215. – Дата доступа: 20.07.2020.

4.         Подводные лодки О. Б. Герна [Электронный ресурс] // Штурм глубины. – Режим доступа: http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/under_1917/ns/gern/list4.htm. – Дата доступа: 20.07.2020.

5.         Герн,_Оттомар_Борисович [Электронный ресурс] // Википедия. – Режим доступ: https://ru.wikipedia.org/wiki/. – Дата доступа: 20.07.2020

6.         Матвиенко, А. Капитаны Немо из белорусских глубин [Электронный ресурс] Беларуская думка.– 2007.– №4.– С. 98-103. – Режим доступа: https://beldumka.belta.by/isfiles/000167_99643.pdf. – Дата доступа: 20. 07. 2020.

 

 

РНТБ, 2021