Республиканская научно-техническая
библиотека
|
|
|
|
Герн Оттомар Борисович
![]() (1827— 1882)
В возрасте 14 лет в 1841 г. поступил кондуктором
(унтер-офицерское звание Российского Императорского флота) в Главное
инженерное училище. В 1844 г. произведен в прапорщики (в тот период – младшее
офицерское звание) и переведен в офицерские классы, 23 сентября 1845 г.
произведен по экзамену в подпоручики. 3 сентября 1846 г. выпущен на службу в
Инженерный корпус с переводом в гвардию (прапорщиком в лейб-гвардии Саперный
батальон) и прикомандированием к Главному инженерному училищу (впоследствии
переименованном в Николаевское инженерное училище) в качестве репетитора
фортификации. 25 августа 1847 г. назначен преподавателем фортификации
в то же училище (преподавательской деятельностью занимался до 60-х годов). 15
июля 1848 г. произведен в подпоручики и 6 декабря 1850 г. — в поручики, 6
декабря 1854 г. - в штабс-капитаны. Летом 1851 г. осматривал строительные и практические
саперные работы в крепостях Динабурге, Варшаве, Ивангороде, Бресте, Киеве и
Бобруйске. В 1853 г. был командирован в крепости Бобруйск, Киев, Брест,
Ивангород, Варшаву и Новогеоргиевск для содействия начальнику Николаевского
инженерного училища «в исполнении возложенного на него поручения». С 9 июня по 9 ноября 1854 г. был в командировке в
крепости Ревель (в настоящее время – Таллинн), приведенной в оборонительное
положение. В чине капитана (с 17 апреля 1855 г.) утвержден 14 ноября 1858 г.
адъюнкт-профессором фортификации. 3 апреля 1860 г. произведен в полковники с
переводом в военные инженеры. Кроме Инженерного училища и академии преподавал
фортификацию и в Николаевской академии генерального штаба (с 1856 по 1860
гг.). До 1869 г. состоял совещательным членом артиллерийского комитета,
учрежденного для изыскания технических средств к приготовлению новых
потребностей вооружения артиллерии и флота. После производства 1 января 1869
г. в генерал-майоры назначен членом Технического комитета Главного
инженерного управления, переименованного вскоре в Инженерный комитет, и
состоял в этой должности до кончины. В 1870 г. был командирован на театр военных действий во
время франко-прусской войны, по окончании которых представил обширный доклад
обо всех фортификационных операциях воевавших сторон. Прусский король наградил его орденом Красного Орла 2-й
ст. со звездой и мечами. 19 февраля 1871 г. Оттомар Борисович Герн был
зачислен в свиту Его Величества.
В 1878 г. на Русско-турецкой войне награжден орденом
Св. Владимира 2-й ст. с мечами. 30 августа 1879 г. Герн был произведен в
генерал-лейтенанты.
Проектирование подводных лодок Подводная лодка № 1
В большей части подводной лодки располагались экипаж,
маховик вращения гребного винта, средства наблюдения и навигации. После испытаний официальная комиссия сочла проект
перспективным и предложила конструктору создать металлическую лодку без
значительных изменений размеров. Деревянный брандер для обеспечения
секретности вскоре после испытаний разобрали. В августе 1854 года было получено высочайшее разрешение
императора Николая I и 1000 рублей серебром на постройку этой подводной
лодки. Оттомар Герн с помощниками незамедлительно приступил к работе. Уже
осенью этого года были проведены пробные погружения в порту: под водой она
двигалась со скоростью 1,5 км/ч, и аварий во время испытаний не было. Подводная лодка № 2
Подводная лодка № 3 Новый аппарат закончили к осени, но уже с ручным
приводом на гребной вал. Его постройка обошлась военному ведомству в 7 тысяч
рублей. Опыты прошли осенью того же года в Колпино на акватории большого
заводского пруда. Опыты прошли достаточно успешно, но главным недостатком
сочли малый ход. Подводная лодка № 4
Итоги изобретательской деятельности Сконструировал и построил первое в мире подводное
судно, представлявшее собой веретенообразное тело. Первым использовал поперечные сферические переборки,
разделявшие корпус на водонепроницаемые отсеки. Первым в России установил на подводную лодку в качестве
движителя гребной винт. Впервые в практике подводного судостроения применил для
движения подводной лодки пневматическую энергетическую установку, способную
работать по комбинированному циклу. Сконструировал гребной винт с поворотными лопастями. Впервые в практике российского подводного судостроения
пытался осуществить комплексную регенерацию воздуха. Спроектировал и построил торпеду собственной
конструкции. Его подводная лодка № 2 была первой, оборудованной
магнитным компасом со специальным дефлектором. Источники 1. Оттомар Борисович Герн [Электронный
ресурс] // Изобретения и изобретатели России. – Режим доступа:
http://www.inventor.perm.ru/persons/inventor_gern.htm . – Дата доступа:
20.07.2020. 2. Рассол, И. Р. Подводные брандеры О.Б.
Герна [Электронный ресурс] // Гангут.—
СПб.: Гангут, 2008. — № 47. — С. 46-66. – Режим доступа:
https://www.twirpx.com/file/1992055/. – Дата доступа: 20. 07. 2020. 3. Чулков, Н. П. Герн Оттомар Борисович
[Электронный ресурс] // Русский биографический словарь. – Режим доступа: https://slovar.wikireading.ru/1161215. –
Дата доступа: 20.07.2020. 4. Подводные лодки О. Б. Герна
[Электронный ресурс] // Штурм глубины. – Режим доступа:
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/under_1917/ns/gern/list4.htm. – Дата
доступа: 20.07.2020. 5. Герн,_Оттомар_Борисович [Электронный
ресурс] // Википедия. – Режим доступ: https://ru.wikipedia.org/wiki/. – Дата
доступа: 20.07.2020 6. Матвиенко, А. Капитаны Немо из
белорусских глубин [Электронный ресурс] Беларуская думка.– 2007.– №4.– С.
98-103. – Режим доступа: https://beldumka.belta.by/isfiles/000167_99643.pdf.
– Дата доступа: 20. 07. 2020. РНТБ, 2021 |
|
|
|
|