Республиканская научно-техническая библиотека

 

 

 

Гейдатель Иван Осипович

(1800 — 1871)

 

Инженер-генерал-майор, гидростроитель, производил работы на Тихвинской, Огинской и Днепровско-Бугской водным системам, а затем строил порты в Пернове, Астрахани, Либаве.

 

Иван (Якоб) Осипович Гейдатель (Гейдатель-де-Ротвиль) родился в 1800 г. в имении родителей - Семятичи, Белостокского уезда Гродненской губернии. Учился в Виленском университете, однако в 1824 г. за участие в студенческих волнениях был выслан в отдаленные губернии Польши. В 1826 г. он выдержал экзамен в Петербургский институт инженеров путей сообщения, произведен в прапорщики строительного отряда и назначен на действительную службу в Вологодскую область. Здесь им проведены изыскания па притоках Северной Двины - реках Сухона и Вычегда - с целью улучшения судоходства. В 1829 г. И. О. Гейдатель сдал выпускной экзамен в институте инженеров путей сообщения, произведен в поручики и назначен в корпус инженеров. С 1828 по 1836 гг. И. О. Гейдатель работал в Тихвинской системе, одной из водных систем, соединяющих Волгу с Балтийским морем, где строил три новые плотины. После этого он был руководителем работ по улучшению Огинского канала, водная система которого состояла из р. Ясельды, Огинского канала, рек Щары и Немана и соединяла два бассейна - днепровский и неманский. Огинский канал построен в 1767-1783 гг. по инициативе и на средства слонимского магната М. Огинского. В XIX в. канал имел значение как торговый путь. Зерно доставлялось из Украины (Кременчуг, Днепропетровск) па запад (Варшава) через Пинск. Канал был разрушен во время первой мировой войны, восстанавливался в 1939 г., однако во время второй мировой войны снова разрушен окончательно и в наше время хозяйственного значения не имеет.

В 1841 г. И. О. Гейдатель назначен директором изысканий по улучшению судоходства на реках Припяти и Стыри. В 1843 г. при преобразовании округов он назначен начальником отделения в XII округе. В это отделение входила Днепровско-Бугская система. Днепровско-Бугский канал соединяет р. Пину (приток Припяти) с р. Мухавец (приток Буга). Строительство его начато в 1775 г. и возобновлено в 1837-1848 гг. И. О. Гейдателем ниже Бреста построена разборная плотина, после окончания работ на этой водной системе достигнуто безостановочное движение судов, ранее оно было караванным.

Под руководством И. О. Гейдателя построено шоссе от Орши до Бобруйска через Могилев, а также от Острова до Опочки и от Опочки до Городка (через Невель).

В 1853 г. И. О. Гейдатель назначен начальником изысканий для составления проекта понижения горизонта воды на Чудском и Псковском озерах. Эти работы проводились с целью увеличения площади земель, пригодных к обработке. Проект не был завершен, так как в 1854 г. И. О. Гейдателя включили в состав комитета, учрежденного для строительства водного пути в устьях Волги. В 1856 г. ему поручены изыскания в Виндавском и Либавском портах, в связи с этим поручением он неоднократно выезжал за границу для осмотра иностранных морских портов и изучения вопросов, относящихся к их строительству и эксплуатации. Интересы внешней торговли настоятельно требовали оборудования незамерзающего коммерческого порта на южном побережье Балтики.

Со своей задачей полковник справился к весне и 13 марта 1857 г. представил записку, в которой отдал предпочтение Либаве, так как она меньше замерзала и была ближе к европейским рынкам. Гейдатель составил проект реконструкции порта, с некоторыми изменениями утвержденный 26 августа 1858 г. К работам приступили в 1861 г. Однако в ноябре того же года финансовая несостоятельность Главного общества российских железных дорог заставила отказаться от строительства уже намеченной линии от Динабурга к Либаве. Это лишало предприятие всякого смысла, тем не менее, работы в порту продолжались прежними темпами. В 1859 г. он назначен председателем комитета по сооружению Либавского порта и начальником работ в порту. В 1866 г. ему присвоено звание генерал-майора. В 1869 г. И. О. Гейдатель переведен на должность штатного инженера в Министерство путей сообщения, которую занимал до своей кончины в марте 1871 г.

В журнале ведомства путей сообщения И. О. Гейдатель опубликовал ряд работ, которые можно разделить на четыре группы: отчеты о заграничных командировках; обзоры иностранных технических журналов; статьи, посвященные специальным вопросам строительства; статьи о сооружении морского порта г. Либаса (ныне г. Лиепая, Латвия).

В работах первой группы дано описание портов, каналов и других сооружений в Северной Германии и Голландии, Лигурийских портов, портов в Триесте, Венеции, Тулоне и Марселе.

И. О. Гейдатель неоднократно выступал с обзором иностранных журналов по вопросам строительства и архитектуры. Его обзоры состояли из следующих разделов: гражданские здания, гидравлические сооружения, шоссе и железные дороги, теоретические исследования, история искусств и археология, информация о новых книгах, сообщения обществ инженеров, разные вопросы.

Умер в начале апреля 1871 г. в Варшаве, где был проездом по пути из Либавы за границу.

 

Научные труды

 

1.     Каналы северной Германии, 1857.

2.     Порты, каналы и другие сооружения в северной Германии и Голландии, 1857.

3.     Марсельский порт, 1860.

4.     Тулонский порт, 1860.

5.     О работах по устройству Либавского порта, 1863.

6.     О наводнениях реки Терека, 1865.

7.     О произведенных работах и устроенных сооружениях при Либавском порте, 1869.

 

Источники

 

1.     Гусак, Е. А. Научно-инженерная мысль в XIX-начале XX в. Деятельность уроженцев Беларуси – воспитанников Петербургского института инженеров путей сообщения [И. О. Гейдатель] / Е. А. Гусак // Очерки истории науки и культуры Беларуси IX- начала XX в. / П. Т. Петриков [и др.]. - Минск, 1996. - С. 372-373. – (Естествознание).

2.     www.rulex.ru/01040963.htm

3.     biografija.rushow_bio.aspx?id=22633

4.     huella.ruselect.php?idf=26822&fks=20