Республиканская научно-техническая библиотека

 

Евстафьев Федор Федорович

92

(1862 — 1941)

 

Плотник, столяр. Конструктор. Изобретатель.

 

Федор Федорович Евстафьев родился 12 (24) октября 1862 г. в городе Трубчевск Брянской области. С 1877 года работал на Брянском заводе «Арсенал». С 1902 года участвовал в революционных событиях в Брянске и на Гомельщине. Прошел трудовой путь бурлака и плотогона, столяра. Именно на должность столяра в 1903 г. он поступил на работу в паровозное депо Гомель. Затем был модельщиком, краснодеревщиком. Человек-самоучка, Федор Федорович обладал незаурядными способностями. Его идеи были воплощены в приспособления по пробивке жаровых и дымогарных труб, по очистке паровозных котлов от сажи, в стенд для обточки паровозных колесных пар, граб-экскаватор для очистки железнодорожных путей от снега и многое другое.

С помощью Федора Евстафьева разработаны изобретения в области водного транспорта, но особенно он увлекался идеями авиастроения.

Императорский всероссийский аэроклуб выпускал бюллетень, где описывались немногочисленные в то время конструкции аэропланов и двигателей - их досконально изучал гомельский столяр. Знал наизусть мощности, размеры, технические характеристики, самостоятельно разобрался в теории воздухоплавания. Однажды задумался: самолету, чтобы подняться в воздух, нужен большой разбег, а что если поставить гребные колеса так, чтобы аппарат без разбега сразу вертикально поднимался вверх? Идея, родившаяся при усовершенствовании гребного колеса, навела Ф. Ф. Евстафьева на мысль о создании аппарата, который бы с помощью лопастей передвигался не в воде, а в воздухе.

В 1909 г. Ф. Ф. Евстафьев закончил работу над «геликоптером» – летательным аппаратом вертикального взлета, через 6 лет после демонстрации изобретения американских братьев Райт – аэроплана с 22272бензиновым мотором (17 декабря 1903 г.).

По проекту Ф. Ф. Евстафьева аппарат должен был висеть в воздухе на нужной высоте, а также передвигаться горизонтально, выполнять повороты, осуществлять вертикальные подъемы и посадки, - все это очень похоже на современный вертолет. Винтокрылая модель метровой величины под названием «геликоптер», что означает винтовое крыло, была направлена в 1909 г. на Екатеринославскую промышленную выставку, где имела большой успех. 16 (29) августа 1910 года Ф. Ф. Евстафьев получил охранное свидетельство № 44753 на это изобретение, но не получил должной поддержки в его постройке. Также Евстафьев изобрел домкрат для подъема вагонов, искроулавливатель на паровозах, эстакаду для подачи угля на паровозы.

Вскоре свой чертеж и описания Ефстафьев отправил ценным письмом в Императорский аэроклуб. Ответ пришел через два года! В нем сообщалось, что летательный аппарат подняться в воздух не сможет, так как «не будет в одном из положений лопасти превышений в пользу подъемной силы». Но к этому времени изобретатель и сам пришел к такому выводу. Снова письмо с чертежами и расчетами ушло в столицу. Новый ответ из Петербурга гомельчанин получил в сентябре 1912 года:

«По Указу Его Императорского Величества. Привилегия сия выдана мещанину Федору Евстафьеву, проживающему в г. Гомель Могилевской губернии, на летательный аппарат с автоматически поворачивающимися лопастями и гребным колесом». После долгих лет ожидания Федор Федорович получил на свое имя патент, которым разрешалось на средства самого изобретателя изготовить летательный аппарат в натуральную величину. Но у рядового столяра не было для этого материальных возможностей. Привилегия на изобретение геликоптера, опубликованная 28 августа 1912 г. за № 22272, выданная жителю Гомеля Ф. Ф. Евстафьеву, хранится в публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

Построить геликоптер сам он не мог - нужны были огромные деньги. И изобретатель взялся помогать товарищам-железнодорожникам. Летом 1913 года Евстафьев принес на станцию Гомель небольшой металлический ящик - прибор для пробивки дымогарных труб. Он знал, как нужен такой прибор на паровозе - около двух часов затрачивал машинист, чтобы металлическим прутом прочистить дымогарные трубы топки. Этот дедовский способ был единственным на всех железных дорогах России. Начальник станции сообщил об изобретении столяра в Вильнюс, в правление железной дороги. Там сразу оценили преимущества нового способа, в Гомель специально приехал начальник отделения тяги и разрешил испытать прибор: за шестнадцать минут - без вмешательства человека - дымогарные трубы стали чистыми. В конце 1916 года он получил патент на свое изобретение.

Спустя почти десять лет, 13 июня 1921 года, Евстафьев перерабатывает и совершенствует свой проект, делает новые расчеты и все это снова отправляет в Москву. Спустя 11 лет — 31 июля 1932 года Евстафьев получил письмо из Комитета по изобретательству при Совете Труда и Обороны. В нем - патент и авторское свидетельство № 1429:

«Настоящее авторское свидетельство выдано на основании Положения об изобретениях и технических усовершенствованиях от 9 апреля 1931 года гражданину Федору Федоровичу Евстафьеву на летательный аппарат, во всем согласно с приложенным описанием и указанными в заключительной его части отличительными признаками изобретения, по заявке от 13 июня 1921 года. Действительный изобретатель - заявитель. 31 июля 1932 года».

В 1922 г. Ф. Ф. Евстафьев приступил к разработке проекта вертолета, рассчитанного на перевозку пассажиров. Для поддержания устойчивого положения аппарата в полете, конструктор рассчитывал установить на нем гироскопические диски, которые по воле летчика могли превращаться в воздушные винты и обеспечивать различную скорость вертикального подъема. Скорость по горизонту должны были создавать четыре пропеллера, которые, имея общий вал крепления, могли одновременно изменить тягу от горизонтального до вертикального направления. Советские авиаконструкторы, рассмотрев проект летательного аппарата Ф. Ф. Евстафьева, нашли его полезным, рекомендовали доработать ряд узлов. Над этим изобретатель трудился вплоть до 1940 г.

В 1927 г. Ф. Ф. Евстафьева назначили инструктором изобретательского отдела Управления Западных дорог. В служебном удостоверении и пропуске Ф. Ф. Евстафьева в графе «должность» указано: изобретатель. По своей личной инициативе он организовал ячейку Гомельского городского коллектива изобретателей, а в своем доме, находившемся неподалеку от депо, создал общественное экспериментальное бюро, где изготавливали и экспериментировали с моделями изобретений.

Учитывая большие заслуги Евстафьева в развитии железнодорожного транспорта и авиации, советское правительство в 1928 г. присвоило ему почетное звание Герой труда, а в 1932 г. он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1932 г. Федор Федорович принял участие в 1-м Всесоюзном съезде изобретателей в Москве, на котором выступал с речью о полезности изобретений. Находясь на заслуженном отдыхе, Федор Федорович до конца своих дней принимал активное участие в кружках по строительству планеров.

Федор Федорович Евстафьев скончался 21 января 1941 года.

В локомотивном депо Гомель гордятся, что история предприятия связана с именем этого талантливого человека.

С 1984 г. на фасаде административного корпуса депо красуется бронзовая мемориальная доска, сообщающая о том, что в Гомельском паровозном депо с 1903 по 1933 гг. работал талантливый изобретатель, Герой труда, кавалер ордена Красного Знамени Федор Федорович Евстафьев.

Что еще придумал Евстафьев: автомат для штамповки гаек; прибор для просушки пожарных рукавов; машину для мойки посуды; устройство для завертки плоских конфет; чесальную машину для щетинной фабрики.

В начале шестидесятых годов сын изобретателя Евстафьева передал все награды и документы отца в Гомельский музей Дворца железнодорожников.

 

Патенты

 

Прибор для очистки паром от сажи дымогарных трубок в паровозных котлах // № 95 от 03 июня 1913 г.

Летательный аппарат // № 1429 от 13 июня 1921 г.

Искроуловитель для паровозов // № 3727 от 12 ноября 1925 г.

Приспособление для продувки и вентилирования пожарных рукавов в ящике для их хранения на паровозе // № 4449 от 10 мая 1926 г.

Прибор для передвижения вагонов // № 9137 от 1 сентября 1927 г.

Вагонетка для перевозки паровозных колесных пар // № 9217 от 12 июля 1927 г

Прибор для передвижения железнодорожных повозок // № 11057 от 26 ноября 1926 г

Перемещаемая по однорельсовому пути одноколесная тележка // № 12254 от 31 декабря 1929 г

Прибор для очистки паром от сажи дымогарных трубок в паровозных котлах // № 12379 от 17 апреля 1928 г

Приспособление в паровозной топке для продувки дымогарных труб паром // № 13579 от 26 ноября 1928 г

Приспособление для установки в топочном отверстии паровозной топки прибора для продувки дымогарных трубок паром // № 18868  от 5 октября 1929 г

Автоматический тормоз типа вестингауза для питания запасного резервуара в период торможения // № 20683 от 5 января 1928 г

Паровозная топка // № 21289 от 18 марта 1930 г

Кран машиниста для автоматических воздушных тормозов // № 22722 от 11 февраля 1929 г

 

Источники

 

1.     Евстафьев Федор Федорович // Республика Беларусь: энциклопедия. - Минск, 2005. - Т. 3 : Герасименко - Картель. - 2006. – С. 486.

2.     Он был среди нас [Ф. Ф. Евстафьев] // Железнодорожник Белоруссии . – 2007. – 22 дек. (№ 95). - С. 8.

3.     Прискока, Л. Полеты во сне и наяву [Ф. Ф. Евстафьев] / Л. Прискока // Аргументы и факты. - 2008. - № 50. - С. 33.

4.     [Федор Федорович Евстафьев] // Гомель: энциклопедический справочник. – Минск, 1991. - С. 225.

5.     Мицкевич, П. Первый в мире патент на вертолет получил гомельский столяр / П. Мицкевич // Комсомольская правда в Белоруссии. - 2012.- 12-18 апреля.- С. 6-7.

6.     Мицкевич, П. Первый в мире патент на вертолет получил гомельский столяр [Электронный ресурс] / П. Мицкевич. – Режим доступа: http://kp.by/daily/25867.3/2832470. - Дата доступа: 18.03.2021.

 

РНТБ, 2011.

Ред. 2021