Республиканская научно-техническая библиотека
|
|
|
Евстафьев Федор Федорович (1862 — 1941) Плотник,
столяр. Конструктор. Изобретатель.
С помощью Федора Евстафьева разработаны
изобретения в области водного транспорта, но особенно он увлекался идеями
авиастроения. Императорский всероссийский
аэроклуб выпускал бюллетень, где описывались немногочисленные в то время
конструкции аэропланов и двигателей - их досконально изучал гомельский
столяр. Знал наизусть мощности, размеры, технические характеристики,
самостоятельно разобрался в теории воздухоплавания. Однажды задумался:
самолету, чтобы подняться в воздух, нужен большой разбег, а что если
поставить гребные колеса так, чтобы аппарат без разбега сразу вертикально
поднимался вверх? Идея, родившаяся при усовершенствовании гребного колеса,
навела Ф. Ф. Евстафьева на мысль о
создании аппарата, который бы с помощью лопастей передвигался не в воде, а в
воздухе.
В 1909 г. Ф. Ф. Евстафьев закончил работу над «геликоптером» –
летательным аппаратом вертикального взлета, через 6 лет после демонстрации
изобретения американских братьев Райт – аэроплана с По проекту Ф. Ф. Евстафьева аппарат должен был висеть в воздухе на
нужной высоте, а также передвигаться горизонтально, выполнять повороты,
осуществлять вертикальные подъемы и посадки, - все это очень похоже на современный
вертолет. Винтокрылая модель метровой величины под названием «геликоптер»,
что означает винтовое крыло, была направлена в 1909 г. на Екатеринославскую
промышленную выставку, где имела большой успех. 16 (29) августа 1910 года Ф.
Ф. Евстафьев получил охранное свидетельство № 44753 на это изобретение, но не
получил должной поддержки в его постройке. Также Евстафьев изобрел домкрат
для подъема вагонов, искроулавливатель на паровозах, эстакаду для подачи угля
на паровозы.
«По Указу Его Императорского
Величества. Привилегия сия выдана мещанину Федору Евстафьеву, проживающему в г.
Гомель Могилевской губернии, на летательный аппарат с автоматически
поворачивающимися лопастями и гребным колесом». После долгих лет ожидания
Федор Федорович получил на свое имя патент, которым разрешалось на средства
самого изобретателя изготовить летательный аппарат в натуральную величину. Но
у рядового столяра не было для этого материальных возможностей. Привилегия на
изобретение геликоптера, опубликованная 28 августа 1912 г. за № 22272,
выданная жителю Гомеля Ф. Ф. Евстафьеву, хранится в публичной библиотеке им.
Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.
Построить геликоптер сам он не мог
- нужны были огромные деньги. И изобретатель взялся помогать
товарищам-железнодорожникам. Летом 1913 года Евстафьев принес на станцию
Гомель небольшой металлический ящик - прибор для пробивки дымогарных труб. Он
знал, как нужен такой прибор на паровозе - около двух часов затрачивал
машинист, чтобы металлическим прутом прочистить дымогарные трубы топки. Этот
дедовский способ был единственным на всех железных дорогах России. Начальник
станции сообщил об изобретении столяра в Вильнюс, в правление железной
дороги. Там сразу оценили преимущества нового способа, в Гомель специально
приехал начальник отделения тяги и разрешил испытать прибор: за шестнадцать
минут - без вмешательства человека - дымогарные трубы стали чистыми. В конце
1916 года он получил патент на свое изобретение.
Спустя почти десять лет, 13 июня
1921 года, Евстафьев перерабатывает и совершенствует свой проект, делает
новые расчеты и все это снова отправляет в Москву. Спустя 11 лет — 31 июля
1932 года Евстафьев получил письмо из Комитета по изобретательству при Совете
Труда и Обороны. В нем - патент и авторское свидетельство № 1429: «Настоящее авторское свидетельство
выдано на основании Положения об изобретениях и технических усовершенствованиях
от 9 апреля 1931 года гражданину Федору Федоровичу Евстафьеву на летательный
аппарат, во всем согласно с приложенным описанием и указанными в
заключительной его части отличительными признаками изобретения, по заявке от
13 июня 1921 года. Действительный изобретатель - заявитель. 31 июля 1932
года».
В 1927 г. Ф. Ф. Евстафьева
назначили инструктором изобретательского отдела Управления Западных дорог. В
служебном удостоверении и пропуске Ф. Ф. Евстафьева в графе «должность»
указано: изобретатель. По своей личной инициативе он организовал ячейку Гомельского
городского коллектива изобретателей, а в своем доме, находившемся неподалеку
от депо, создал общественное экспериментальное бюро, где изготавливали и экспериментировали с моделями
изобретений. Учитывая большие заслуги Евстафьева в развитии
железнодорожного транспорта и авиации, советское правительство в 1928 г. присвоило
ему почетное звание Герой труда, а в 1932
г. он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1932 г.
Федор Федорович принял участие в 1-м Всесоюзном съезде изобретателей в Москве,
на котором выступал с речью о полезности изобретений. Находясь на заслуженном
отдыхе, Федор Федорович до конца своих дней принимал активное участие в кружках
по строительству планеров. Федор Федорович Евстафьев скончался
21 января 1941 года. В локомотивном депо Гомель гордятся,
что история предприятия связана с именем этого талантливого человека. С 1984 г. на фасаде административного
корпуса депо красуется бронзовая мемориальная доска, сообщающая о том, что в
Гомельском паровозном депо с 1903 по 1933 гг. работал талантливый
изобретатель, Герой труда, кавалер ордена Красного Знамени Федор Федорович
Евстафьев. Что еще придумал Евстафьев: автомат
для штамповки гаек; прибор для просушки пожарных рукавов; машину для мойки
посуды; устройство для завертки плоских конфет; чесальную машину для щетинной
фабрики. В начале шестидесятых годов сын
изобретателя Евстафьева передал все награды и документы отца в Гомельский
музей Дворца железнодорожников.
Патенты Прибор для
очистки паром от сажи дымогарных трубок в паровозных котлах // №
95 от 03 июня 1913 г. Летательный
аппарат // № 1429 от 13 июня 1921 г. Искроуловитель
для паровозов // № 3727 от 12 ноября 1925 г. Приспособление
для продувки и вентилирования пожарных рукавов в ящике для их хранения на
паровозе // № 4449 от 10 мая 1926 г. Прибор для
передвижения вагонов // № 9137 от 1 сентября 1927 г. Вагонетка для
перевозки паровозных колесных пар // № 9217 от 12 июля 1927 г Прибор
для передвижения железнодорожных повозок // № 11057 от 26
ноября 1926 г Перемещаемая
по однорельсовому пути одноколесная тележка // № 12254 от 31
декабря 1929 г Прибор для
очистки паром от сажи дымогарных трубок в паровозных котлах // №
12379 от 17 апреля 1928 г Приспособление
в паровозной топке для продувки дымогарных труб паром // № 13579
от 26 ноября 1928 г Приспособление
для установки в топочном отверстии паровозной топки прибора для продувки
дымогарных трубок паром // № 18868 от 5 октября 1929 г Автоматический
тормоз типа вестингауза для питания запасного резервуара в период торможения // №
20683 от 5 января 1928 г Паровозная
топка // № 21289 от 18 марта 1930 г Кран
машиниста для автоматических воздушных тормозов // № 22722 от
11 февраля 1929 г Источники 1.
Евстафьев Федор
Федорович // Республика Беларусь: энциклопедия. - Минск, 2005. - Т. 3 :
Герасименко - Картель. - 2006. – С. 486.
2.
Он был среди нас
[Ф. Ф. Евстафьев] // Железнодорожник Белоруссии . – 2007. – 22 дек. (№ 95). -
С. 8. 3.
Прискока, Л.
Полеты во сне и наяву [Ф. Ф. Евстафьев] / Л. Прискока // Аргументы и факты. -
2008. - № 50. - С. 33. 4.
[Федор Федорович
Евстафьев] // Гомель: энциклопедический справочник. – Минск, 1991. - С. 225. 5.
Мицкевич, П.
Первый в мире патент на вертолет получил гомельский столяр / П. Мицкевич //
Комсомольская правда в Белоруссии. - 2012.- 12-18 апреля.- С. 6-7. 6.
Мицкевич, П.
Первый в мире патент на вертолет получил гомельский столяр [Электронный
ресурс] / П. Мицкевич. – Режим доступа: http://kp.by/daily/25867.3/2832470. -
Дата доступа: 18.03.2021. РНТБ, 2011. Ред. 2021 |
||
|
|