Республиканская научно-техническая библиотека

 

 

 

Чарновский Казимир Гаврилович

(1791 1847)

 

Один из первых изобретателей подводной лодки.

 

Казимир Чарновский (Черновский) родился осенью 1791 г. в селе Корытница Игуменского уезда Минской губернии. Его отцом был дворянин-помещик Гавриил Станиславович Чарновский. Получил хорошее домашнее образование, прекрасно владел французским языком, неоднократно бывал за границей. Уже в молодости К. Чарновский увлекался работами по судостроению и судоходству, гражданскому строительству.

Молодой К. Чарновский был патриот – всей душой проникся идеей восстановления независимого Польского государства. Во время войны  1812 г. Казимир сражался в польских войсках на стороне Наполеона  в надежде на свободу Польши. Но довольно скоро поручик К. Чарновский разочаровался в Бонапарте, убедившись, что «союзное» Франции Варшавское герцогство используют совершенно в других целях. Лишь спустя годы К. Г. Чарновский вступил в польское тайное «Национальное патриотическое общество», созданное в 1821 г. В конце 1824 г, оставив семью в Варшаве, он уезжает в Петербург, где продолжает принимать активное участие в работе нелегальной организации.

В 1826 г Казимир Чарновский поступил в Медико-хирургическую академию. В свободное от занятий время он работает над проектом подводной лодки, не прекращая нелегальной патриотической  деятельности.

В 1829 г, по доносу студента академии Илличевского, К. Г. Чарновский был арестован за связь с тайным обществом и доставлен на допрос к начальнику III отделения и шефу жандармов Бенкендорфу, а затем заключен в Петропавловскую крепость.

19 июля 1829 г. узник К. Г. Чарновский обратился к Николаю I с кратким письмом, в котором предлагал построить за 40 дней подводную лодку при наличии достаточного количества рабочих и материалов, а за 60 дней – подводное судно, в котором «можно будет поставить несколько пушек, и так нынешней еще осенью можно будет действовать на подводных судах против неприятелей. … Первый опыт трудов моих…дерзаю представить у подножия трона вашего императорского величества. В 1825 году я изобрел подводное судно и до нынешнего времени старался оное усовершенствовать и надеюсь, что мое изобретение может иметь отличительный успех…Если мое описание подводных суднов найдется в чем-то не докладное или неясное, то всепокорнейше прошу меня извинить, потому что мне не позволено иметь никаких инструментов для сделания плана, а так за неимением оных не сделал плана, а только с памяти описывал…».

Это письмо и наскоро сделанные уже в заключении чертежи были переданы царю. К. Г. Чарновского не интересовала ни свобода, ни деньги – он был захвачен идеей постройки судна. Ему предложили подробно описать проект. Он составил описание на 64 страницах.

Проект состоит из 3-х частей. В первой дается описание подводной лодки. Здесь отмечено, что будущие субмарины могут изготавливаться из железа или меди, «поскольку металлы по своей протяженности, крепости и упругости весьма способны к постройке подводных судов».

Во второй части описано устройство большого подводного судна, вооруженного пушками. К. Г. Чарновский хотел снабдить лодку миной, которую следовало доставлять под днище неприятельского корабля. Изобретатель предполагал применение запала, который, по его мысли, должен был действовать автоматически, после отхода лодки от подрываемого корабля на безопасное расстояние. В качестве воспламеняющего вещества в запале предусматривалась смесь химических веществ.

В третьей части проекта разъясняются преимущества подводных судов над надводными.

Длина подводной лодки – около 10 метров. Наибольшая ширина – около 3-х метров. Она должна была приводиться в движение гребцами при помощи особых весел. Устройство весел напоминало зонтики. Система погружения состояла из 28 кожаных мехов, которые располагались равномерно по бортам и сообщались с забортным пространством для приема воды. Для всплытия лодки на поверхность вода вытеснялась из мехов при помощи рычагов. Складная мачта позволяла лодке ходить на поверхности под парусом. Особая башня с подзорной трубой служила для наблюдения. Подробно описано и внутреннее устройство подводной лодки. Не была забыта и печь для приготовления пищи. В проекте говорится и об особых аппаратах для «сгущения» воздуха и об особой, похожей на трубу насоса, кишке, выходящей на поверхность воды для обмена воздуха (некий прообраз «шнорхеля»). Однако в описании лодки остается и много неясного.

Проект был передан генералу корпуса путей сообщения Базену. Это был знающий инженер, знакомый не только с попытками устройства подводных лодок в Англии, Америке и Франции, но и лично знавший французских инженеров, братьев Куасин, которые произвели удачные опыты с подводным судном в 1810 г. в Гавре. Инженер Базен смотрел на Чарновского как на первого в России автора проекта подводного судна, хотя и отказывался назвать его изобретателем, имея в виду его предшественников за границей.

Сделав ряд критических замечаний и не зная, что автор проекта – политический арестант, Базен свой отзыв на 22 страницах закончил так: «Впрочем, я не могу не признаться, что хотя описанная в записке подводная лодка не удовлетворяет всем желаемым условиям, однако изобретение ее делает честь сочинителю, и должно полагать, что его усердие и  практические знания могли бы быть полезны при дальнейших исследованиях  и производстве решительных опытов для введения и усовершенствования подводного судоходства в Российской империи». Базен выразил пожелание иметь чертеж всей лодки и различных ее деталей. Казалось, лестное мнение Базена о проекте обязывало дать его автору все необходимое для работы в интересах государства. Но К. Г. Чарновский оказался в еще более суровых условиях – его перевели из Петропавловки в Шлиссельбург.

Сначала о нем совсем забыли, потом вспомнили в Главном штабе, и началась обычная волокита. Только 6 сентября 1830 года было получено разрешение продолжать проектирование. Узник сделал просимые Базеном пояснения. 24 октября 1832 года Базен дал на них свои замечания. Но генерал Базен, уже зная, что К. Г. Чарновский – политический преступник, уклонился от помощи ему и дал весьма нелестное заключение: «Нельзя не признать, что сочинитель имеет много воображения и даже сведений, приобретенных им практикою или чтением книг, но его проект служит новым доказательством, что воображение, не управляемое основательными познаниями в науках, не в состоянии произвести полезного изобретения».

15 мая 1834 г. по повелению Николая I  К. Г. Чарновского отправили на поселение в Архангельскую губернию под строгий надзор полиции. 22 мая его направили в Архангельск и определили в штат губернского правления канцелярским служащим. В начале 1837 г. ссыльного перевели в губернскую строительную комиссию и представили к присвоению чина коллежского регистратора. Однако в феврале 1839 г. на Чарновского поступил новый донос, и 4 апреля 1839 г. Казимир Чарновский, по повелению царя, был под конвоем отправлен из Архангельска в Вятку, а затем в Сарапул. За ним был установлен жесточайший надзор. Здесь Чарновский прожил 8 лет в тяжелой нужде, морально подавленный. Здесь же он и скончался 27 сентября 1847 г.

 

Источники

 

1.     Данилевский, В. В. Русская техника [К. Г. Чарновский] / В. В. Данилевский ; АН СССР. - 2-е изд., испр. и доп. – Ленинград : Газ. и журн. кн. изд-во, 1949. - 548 с.

2.     Физика и техника в XIX-начале XX в. / Э. М. Шпилевский [и др.] // Очерки истории и культуры Беларуси  IX- начала XX в. / П. Т. Петриков [и др.]. - Минск, 1996. - С. 397. – (Естествознание).

3.     Шихина, С. Субмарина Чарновского / С. Шихина // Изобретатель и рационализатор. – 2002. - № 4  (628).

4.     Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. / Рэдкал.:Г.П.Пашкоў (гал.рэд.) і інш. Т.6, кн.2 (дадат.), Усвея - Яшын. — Мінск : Бел.энцыкл., 2003. —с. 145-146.

5.     http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-6885/

6.     http://article.uz/2009/12/5911.html

7.     http://nvo.ng.ru/history/2001-07-27/5_submarina.html

8.     http://www.photomob.net/2009-01-04-15-15-35/125-----1829