![]() |
![]() |
|
Белый Владимир Алексеевич
Академик Академии наук БССР. Доктор технических наук, профессор. Заслуженный изобретатель БССР, автор научного открытия. Ученый в области трибологии, физики, механики и материаловедения металлополимерных систем.
В сентябре 1939 года Владимир Белый стал студентом РИИЖТа. Он успешно справлялся с учебной программой и принимал самое активное участие в общественной жизни института. Досрочно сдав экзамены за второй курс, в мае 1941 года пошел работать кочегаром в знакомое ему депо. О начале войны узнал на работе и сразу же подал заявление об отправке на фронт, но ему отказали, т. к. железнодорожники были нужны так же, как и солдаты. В 1942 году институт эвакуировался в город Тбилиси. В ноябре 1942 года студентов отправили работать на прифронтовую железную дорогу. Владимира Белого направили на станцию Гудермес в 40 км. от г. Грозного. Ему приходилось водить поезда в качестве помощника машиниста, ремонтировать искореженные локомотивы и вагоны, оборудовать санитарные и банные вагоны, загружать и разгружать вагоны. Эта работа потом зачтется как производственная практика. К новому 1944 году все вернулись в Тбилиси и началась обычная студенческая жизнь военного времени: лекции, лабораторные занятия, субботники, сбор подарков для фронта, подготовка к возвращению института в родные стены. В августе 1944 года РИИЖТ возвратился из эвакуации в Ростов-на-Дону. Последний студенческий год был сложным, но Владимир Белый, защитив дипломный проект и сдав блестяще все экзамены, в 1945 году получил диплом с отличием по специальности «инженер-механик». Государственная комиссия оставила его для работы в родном институте заведующим учебной лабораторией кафедры физики как лучшего выпускника. В 23 года ему пришлось организовывать учебный процесс в условиях нехватки приборов, инструментов, мебели и т. д. Он отдавал работе все свое время и знания. Вскоре Владимира Алексеевича перевели на преподавательскую работу, на должность ассистента кафедры электротехники, а в феврале 1946 года назначили заместителем декана энергетического факультета. Пройденный за полтора года путь от студента до замдекана кажется необыкновенным, но он успешно справлялся со всеми поставленными задачами. Будучи заместителем декана, на общественных началах на протяжении четырех лет налаживал работу спортивного общества «Локомотив»: создавал спортивные команды на предприятиях, организовывал соревнования и экспедиции. Владимир Алексеевич и сам был обладателем почетного знака «Отличный физкультурник», выданного Комитетом по делам физической культуры и спорта при Совете министров СССР. В 1947 году судьба подарила Владимиру Белому встречу с умной и очаровательной девушкой Ириной Панфиловой. Ему было 25 лет, ей – 19. Он – уважаемый молодежный лидер, руководитель спортивного общества, заместитель декана, строгий преподаватель вуза. Она – студентка эксплуатационного факультета. Эта встреча определила судьбу на всю жизнь. В августе 1948 г. Владимир Белый и Ирина Панфилова создали семью. В 1949 г. Владимира Алексеевича переводят на работу заместителем декана механического факультета РИИЖТа, где наряду с организационными вопросами, необходимо было осваивать преподавание дисциплин, связанных с механикой машин и механизмов, механическими свойствами материалов. Новая работа была ему по душе, но все же, Владимир Алексеевич стремится к научным исследованиям. В 1951 году он поступил в аспирантуру при Московском электромеханическим институте инженеров железнодорожного транспорта. Через полтора года успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме «Исследование трения колец о втулки паровозных золотников» и вернулся в РИИЖТ на преподавательскую работу. В августе 1953 года Министерство путей сообщения СССР направило молодого кандидата наук в Гомель для оказания помощи в организации Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта (БИИЖТ, в наст. время – Белорусский государственный университет транспорта (БелГУТ) в качестве начальника учебной части. Владимир Алексеевич со свойственной ему энергией взялся за весь комплекс организационных работ, а также преподавал, создал механический факультет и в 1954 г. стал его первым деканом. Переезд в Беларусь был взаимной удачей как для В. А. Белого, так и для его студентов, да и для всей Беларуси, получившей деятельного лидера. В БИИЖТе Владимир Алексеевич организовал и возглавил лабораторию технической механики. В 1955 году, продолжая работать деканом, возглавил новую кафедру теории механизмов и деталей машин. При кафедре была создана группа, состоящая из студентов старших курсов, которая работала над такими серьезными вопросами машиностроения, как трение и износ в машинах и др. За короткий срок В. А. Белому удалось сформировать новое научное направление. Из зародыша студенческой научной группы он вырастил лабораторию, а затем создал научную школу, в которой впервые в республике начались исследования малоизвестных тогда полимерных материалов. Результаты этой работы оказались настолько интересными, что ими заинтересовались в Академии наук БССР.
В
В 1960 году Гомельский филиал лаборатории прочности и долговечности деталей машин Института машиноведения АН БССР стал самостоятельной лабораторией технической механики. В ее штате уже числилось 15 сотрудников. Приказом Президента АН БССР В. Ф. Купревича 1 февраля 1962 года В. А. Белый был назначен заместителем директора Института математики и вычислительной техники АН БССР по Гомельскому отделению. В 1962 году была подана заявка на первое изобретение «Зубчатое колесо» (авторское свидетельство № 165960, авторы В. А. Белый и А. И. Свириденок). Учитывая актуальность и глубину научных исследований, возможность их практического применения, на базе лаборатории технической механики в 1963 году было организовано самостоятельное научное учреждение - Отдел механики полимеров АН БССР (ОМП АН БССР). Владимир Алексеевич Белый возглавил организационную и научную деятельность. Появились научные результаты, новые материалы и изделия из них, новые авторские свидетельства на изобретения.
В В 1969 году кандидат технических наук, доцент В. А. Белый был избран членом-корреспондентом АН БССР. Сам факт такого события необычен, т. к. членами-корреспондентами, как правило, становились отличившиеся чем-либо доктора наук. За 15 лет работы в Беларуси Владимир Алексеевич Белый далеко ушел от специальности инженера-механика железнодорожного транспорта. Он стал крупным специалистом по триботехнике и материаловедению. К его мнению в области полимерных и металлополимерных материалов стали прислушиваться известные ученые во всем мире.
В 1969 году Отдел механики
полимеров был преобразован в В это же время В. А. Белый активно работал по созданию Гомельского государственного университета на базе педагогического института и в 1969 году был назначен его первым ректором (1969-1973), оставаясь директором ИММС на общественных началах. Его деятельность на посту ректора явилась живым воплощением идеи интеграции науки и высшего образования.
Возглавляя ИММС с 1969 по 1979
гг., Владимир Алексеевич В 1972 году Владимира Алексеевича Белого избирали академиком АН БССР, а год спустя – вице-президентом АН БССР (1973-1987). С приходом В. А. Белого на работу в Президиум АН БССР в научных центрах Белоруссии существенно повысилась эффективность научных исследований, возросло число изобретений, расширилось участие белорусских ученых в международных форумах, возрос авторитет научных школ. В. А. Белый принес в Академию наук лозунг: «Наука для производства!» 11 сентября 1978 года Постановлением Бюро ЦК КПБ В. А. Белый утвержден на должность ректора Белорусского государственного университета (БГУ). Благодаря настойчивости и энергии Владимира Алексеевича за короткий период ректорства (1978-1983) в жизни университета произошли значительные изменения: лаборатории АН БССР стали открыты для занятий студентам всех факультетов, возросло количество публикаций ученых университета, существенно улучшилась подготовка кандидатов и докторов наук, укрепилась материальная база БГУ, его международные связи.
В 1987-1993 гг. Владимир Алексеевич работал в должности советника при дирекции ИММС НАН Беларуси. В 1993 г. избран почетным директором института. В. А. Белый – основатель и руководитель научной школы в области материаловедения и трибологии, широко известной мировой научной общественности. Научная школа академика В. А. Белого многочисленна и постоянно развивается. Среди его учеников – 25 докторов наук и 28 кандидатов наук, лауреаты Государственных премий и премий Ленинского комсомола, заслуженные изобретатели и рационализаторы республики. Специалисты, получившие подготовку в школе В. А. Белого, работают во многих НИИ и вузах, в управленческих структурах Беларуси, за рубежом в США, Англии, Канаде, Польше, России, Узбекистане и других странах. В. А. Белый – автор более 750 научных работ, в т.ч. 11 монографий. Совместно с учениками и коллегами В. А. Белый явился одним из авторов открытия «Свойство синовиальной среды обеспечивать высокую антифрикционность хрящей в суставах человека и животных посредством реализации в зоне трения мезоморфного нематического состояния смазки» (диплом № 65 на открытие, авторы: Б.И. Купчинов, С.Ф. Ермаков, В.Г. Родненков, С.Н. Бобрышева, Ю.М. Плескачевский, В.А. Белый, Е.Д. Белоенко, И.Р. Воронович), заявленного 16 февраля 1984 года и зарегистрированного Международной ассоциацией авторов научных открытий и Российской Академией естественных наук. Это открытие обусловило коренные изменения представлений о механизмах аномального трения в суставах человека и животных, способствовало разработке не имеющих аналогов средств лечения заболеваний суставов, а также многофункциональных экологически чистых жидкокристаллических присадок и технологических сред.
Результаты разработок Владимира Алексеевича Белого и его учеников до сих пор широко используются в машиностроительном и химическом производствах, строительстве и сельском хозяйстве, обеспечивая экономию металлов, снижение затрат при изготовлении и техническом обслуживании приборов и машин, повышение ресурса использования. Научные достижения Владимира Алексеевича Белого отмечены медалью «За трудовое отличие» (1959), Золотой медалью ВДНХ (1964), орденом Трудового Красного Знамени (1967), Почетными медалями Ж. Вокансона (1968) и М.-Ж. Жакарра (1970), медалью «За доблестный труд» (1970), орденом Октябрьской революции (1971), Государственной премией БССР в области науки и техники (1972), званием «Заслуженный изобретатель БССР» (1973), званием «Заслуженный деятель науки и техники БССР» (1978), орденом Ленина (1979), медалью «Техника – колесница прогресса» (1981), званием «Почетный триболог» (1981), Почетной грамотой Верховного Совета БССР (1982).
Владимир Алексеевич Белый ушел из жизни 17 августа 1994 года. Похоронен на Восточном кладбище в Минске. Вклад Владимира Алексеевича Белого в науку неоценим, а наследие, которое он оставил после себя, уникально. Интеллект, творческая энергия, душевные силы, вложенные Владимиром Алексеевичем Белым в развитие науки, образования и производства Беларуси, его преданное служение своему Отечеству обеспечили добрую память его имени.
В Владимир Алексеевич Белый считал свою семью «гаванью для восстановления физических и душевных сил». Дети и внуки были «обречены» связать свою профессиональную жизнь с наукой. Сын Алексей Владимирович Белый после окончания физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова всю трудовую деятельность провел в Физико-техническом институте НАН Беларуси, стал членом-корреспондентом НАН Беларуси. Дочь Анна окончила химический факультет БГУ, защитила кандидатскую диссертацию. Старший внук Владимир окончил физический факультет БГУ, аспирантуру университета в Чикаго и защитил докторскую диссертацию, стал профессором медицины, занимается разработкой новых биофизических методов лечения онкозаболеваний. Внучка Екатерина окончила биологический факультет Эдинбургского университета, защитила докторскую диссертацию. Младший внук Борис окончил Московский авиационно-технологический институт.
Избранные научные труды
Источники
РНТБ, 2023. |
||
![]() |
![]() |